ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ
СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для
того, чтобы после них всходило солнце», ~
подумал Муми-папа, допивая кофе.
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки — мы ежедневно сталкиваемся с супружески -ми конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие
отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин, 2000).
Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, способствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотно -шениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакаленных сваливаются как большие снеговые глыбы, сдавливая их», — так описывает А. П. Чехов членов семьи профессора N. в «Скучной истории». В случае, «когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех влияний... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель называет это «богом живого человека», современные психологи говорят о силе Я, самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.
Исследователям семьи как целостности (группы, общности) пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семьи в целом; что защищает семью от стресса; что такое жизнестойкая или выносливая семья (Е. A. Blechman, Е. М. Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии, прежде всего, в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи». Именно поэтому трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счаст -ливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы («Все счастливые семьи похожи друг на друга...» уЛ. Н. Толстого), или несчастливы. Данный подход связывает научные исследования семейных трудностей с оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А. Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое важное социально-психологическое направление изучает динамические процессы и явления в семье как малой или первичной группе, а также динамику семьи как смену стадий, фаз совместной жизнедеятельности и смену одних семейных событий другими. Первичная группа отличается интенсивным взаимодей-
ствием и общением «лицом к лицу», близкими отношениями, означающими приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою историю, протяженность во времени, обладает семейной динамикой, то есть закономерной сме -ной различных этапов и состояний.
На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и последствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит любви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудностей бытия — это реальность нашей жизни. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугель-ман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажадное проживание жизни современным человеком в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В по -следние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведен -ного до минимума.
Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя по -нятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или
«мать — ребенок» ), а также на отдельных членов семьи. Существуют события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью кпереме-нам. Это заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться» для преодоления проблемной ситуации.
СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ,
КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ,
КЛАССИФИКАЦИЯ
К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:
1) травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
2) жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);
3) хронический ролевой стрессор (напряжение) —сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);
4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать,
накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).
Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда» ); роди -тельства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (ма -тери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) И другие.
Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество
IO
жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремаль -ные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).
Феноменология семейного стресса
Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего -то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.
Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (Ф. Коуэн и М. Шульц, 1996).
Таблица 1
Различия нормативного и экстремального стресса
Параметры | Нормативный стресс | Экстремальный стресс |
Время для подготовки | Какое-то | Мало — нет |
Предвидение | Большое | Нет |
Прежний опыт | Некоторый | Нет |
II
Окончание табл. 1
Параметры | Нормативный стресс | Экстремальный стресс |
Помощники | Много | Мало — нет |
Чувство контроля | Среднее — высокое | Низкое — нет |
Беспомощность | Небольшая — нет | Средняя — высокая |
Потеря | Некоторая | Большая |
Степень опасности | Нет | Высокая |
Эмоциональные нарушения | Некоторые | Много |
Проблемы со здоровьем | Некоторые | Много |
Существуют три группы признаков семейного стресса.
1. Физические симптомы (они практически одинаковы при лю -бом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы, болезни «стресса» — такие как язва, астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003).
2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспо -собности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).
3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).
Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы ( « бросание школы » ); дли -тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству.
Чаще всего в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.
Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее в таких семьях нередко существуют серьезные медицинские, психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей. Лонгитюдное исследование Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов и совладания с ними у родителей детей-первенцев в течение первых двух лет после рождения детей показало, что они испытывали гораздо больше конфликтов и были менее удовлетворены браком, чем бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и 3 месяцев после рождения ребенка помогла укрепить супружеские отношения и гармонизировать атмосферу в семье на сложном этапе триангуляции (появления «третьего» —ребенка). Супруги научились новым копинг-навыкам, отсутствовавшим у них ранее.
Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, так называемое resilience (H. I. McCubbin, 1987), которое позволяет ей формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но богатую историю, связанную слон-гитюдным исследованием стрессоустойчивости детей (Е. Е. Werner, Z. D. Smith, 1982). Очевидно, она займет значимое место в системе наук о семье, так как исследования указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертвами ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состояния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996).
Совладающее со стрессом поведение в семье
Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социально -го поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи (Т. Л. Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) спосо -бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003). Другими словами, совладание, или копинг, — это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию.
Исследователи установили, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.
Однако в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни (см., например, главу IV).
Итак, понятно, что семьи могут по-разному реагировать на стресс. Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:
1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
2) поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов;
3) гибкость семейных ролей;
4) оптимизм, веру в лучшее;
5) улучшающееся общение семьи, налаженную коммуникацию;
6) включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности и др.
Эффективность совладающего
со стрессом поведения:
кратковременные и долговременные
последствия
Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть раз -решена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация
достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.
Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональ -ных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, обижаются на «несправедливость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладания также может быть непродуктивным . Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.
Эффективность копинга проявляется в продолжительности по -зитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются куров -ню дострессовой активности; либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).
Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его (Л. И. Перлин, Л. Шулер, 1978). Использование проблемно - ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы (см., например, главу 2).
Совладание со стрессом в семьях разного типа
Уровень и качество преодоления жизненных трудностей зависят от того, насколько успешно функционирует семья, то есть от того, как она выполняет свои главные функции (О. А. Карабанова, 2004). Функции семьи — это деятельность семьи, направленная на удовлетворение потребностей ее членов и общества в целом. Нормально функционирующая семья — это семья, которая обеспечивает необходимый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов (В. Н. Дружинин, 1998). Дисфункциональная семья — та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявлений горизонтальных и вертикальных стрессоров. Рассмотрим совладеющее со стрессом поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием (Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983. С. 227).
Таблица 2
Совпадающее поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием
Семейные параметры | Функциональная семья | Дисфункциональная семья |
Идентификация стрессора | Четкое, принятие | Нечеткое, отрицание |
Локус проблемы | Это общее дело | Это дело одного человека |
Подход к проблеме | Решение | Обвинение других |
Терпимость друг к другу | Высокая | Низкая |
Участие и забота | Прямые, явные | Непрямые, неявные |
Общение | Открытость | Уход в себя, закрытость |
Сплоченность | Высокая | Низкая |
Семейные роли | Гибкие | Жесткие |
Использование ресурсов | Полное | Неполное |
Насилие | Нет | Есть |
Употребление алкоголя, наркотиков Редко | Часто | |
Наличие лидера | Один лидер либо равенство | Отсутствие лидера, «паралич решений» |
Совладающее и защитное поведение семьи при стрессе
Далеко не всегда испытывающая стресс семья прибегает к ко -пинг-поведению, предпочитая поведение защитное. Под психологической защитой понимают подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств. Известные психотерапевты А. Я. Варга, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис описывают условия, при которых семья в трудных жизненных ситуациях склонна использовать, скорее, механизмы психологической защиты, чем сознательного совладания. Это наличие сильно мифологизированной семейной истории, плохо осознаваемые хронические конфликты, эмоциональная зависимость, непроясненные границы и пр. Зачастую семья обладает в основном дисфункциональными стабилизаторами равновесия семейной системы. По мнению А. Я. Варги, ими могут стать дети, болезни, нарушения поведения (например, цикличность супружеских измен и физического насилия). В некоторых семьях родители не ссорятся только тогда, когда ребенок болеет. Приступ астмы может возникать у ребенка, бессознательно усвоившего эту закономерность, при малейших признаках ссоры. Если он долгое время является стабилизатором семейной системы, отделение от родителей в подростковом возрасте происходит очень трудно и болезненно (А. Я. Варга, 2001).
Факторы устойчивости семьи к стрессу
Существуют общезначимые факторы, стабилизирующие семейную систему и уменьшающие уязвимость семьи к стрессу. По данным зарубежных и отечественных авторов (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003; Д. Майерс, 1996; А. С. Спиваковская, 1999; Э. Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкис, 1999), к ним относятся: социальный и профессиональный статус, решение проблемы путем совладения, взаимная поддержка в семье и поддержка тех людей, с которыми связаны какой-либо деятельностью (супружеские пары без детей). В семьях с детьми-дошкольниками и школьниками важны религиозность (вера), поддержка окружения и приспособление к более широкой социальной группе, частью которой они себя ощущают. Семьи с подростками используют иные факторы: статус и доход, взаимная поддержка семьи и супруга (супруги), внутренняя сплоченность семьи, поддержка более широкой социальной группы. И наконец, семьи на стадии «пустого гнезда» подчеркивают защитную ценность совладающих навыков, внутренней сплоченности семьи и поддержки окружения, с которым их связывает какая-либо деятельность (Н. I. McCubbin, R. D. Thompson, 1989).
По нашим данным, факторами устойчивости семьи к стрес -су являются: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальная гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение членов семьи решать проблемы; налаженное общение; удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье (наличие лидера лучше, чем ролевое равновесие в нашей культуре); социальная поддержка (чаще всего идущая «сверху вниз», в основном, от родителей к детям); хорошее здоровье; опора на себя и близких родствен -ников (Н. О. Белорукова, 2003; Е. В. Кобзева, 2001; Т. Л. Крюкова, 2003).
В одном из исследований изучались семьи в ситуации совлада -ния с трудными жизненными событиями. Оказалось, что для семьи не важно, являются ли они реально трудными, или только вос-
принимаются как трудные. В любом случае, они выступают как стрессоры и влияют на адаптивность функционирования каждого человека и семьи в целом. К нормативным стрессорам, или обычным ежедневным трудностям, исследуемые семьи отнесли трудности в следующих сферах (по значимости и частоте упоминания): материальное обеспечение; здоровье, воспитание детей; переездили смена жилья; межличностные отношения.
Успешность совладания семьи с трудностями связана со степенью удовлетворенности отношениями в семье и согласованности ценностных ориентации супругов. Это проверялось в исследовании 50 семей (в возрасте от 22 до 39 лет, со стажем семейной жизни от 3-х до 17-ти лет). Все они оценили свои межличностные отношения как в той или иной степени благоприятные при выраженной удовлетворенности браком. Измерение копинга проводилось при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» (Н. ЭндлериД. Паркер, 1990; адаптация Т. Л. Крюковой, 2001). Зафиксировано значительное преобладание проблемно -ориенти -рованного копинга по сравнению с эмоционально-ориентирован -ным и копингом избегания во всех сферах осознаваемых семьей трудностей. Оказалось, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями в семье, тем больше выражен активный или ориентированный на решение проблем копинг. Однако у супругов со значительным сходством ценностных ориентации была установлена лишь тенденция к выбору сходных копинг-стратегий проблемно-ориентированной направленности. С возрастом супругов и стажем семейной жизни увеличивается выраженность эмоционально - ори -ентированного копинга, а супруги в возрасте до 30 лет существенно чаще совладают с трудностями при помощи избегания (социального отвлечения, в частности). Интересным показался тот факт, что в семьях испытуемых выделились две яркие группы — это мужья, либо чрезвычайно успешно совладающие с трудностями, либо вовсе не справляющиеся со стрессом. В то же самое время их жены совладают с жизненными трудностями во всех без исключения сферах на среднем уровне. Таким образом, половые и тендерные различия влияют на эффективность совладания и социально-психологической адаптации.
Как видим, довольно нелегко обобщить влияние всех возможных факторов риска, уязвимости к стрессу и совладания с ним, выяснить, как они способствуют или препятствуют хорошей адаптации и благополучию семьи.
2О
В заключение назовем некоторые демографические, социальные и социально - психологические общероссийские тенденции, неодноз -начно влияющие на успешность / неуспешность совладающего со стрессом поведения семьи:
• уменьшение числа детей, особенно у горожан;
• длительная и сильная связь с родительской семьей, усиление зависимости родителей от детей в позднем возрасте в связи с недостаточно развитыми социальными программами в обществе;
• полная занятость обоих родителей, высокая занятость женщин - матерей (работающая мать проводит с ребенком в сред -нем 1 час 24 минуты в сутки);
• изменение приоритетов семьи и работы: в социалистическом обществе предполагалось, что главное происходит не в семье (приоритет работы), теперь значение семьи возрастает;
• семейное двоевластие: проблемы с лидерством в семье (формальное лидерство мужа и неформальное жены);
• распространение «сознательного» родительства в молодых семьях;
• более сильная включенность молодых отцов в жизнедеятельность семьи;
• возрождение интереса к семейной истории, семейному дереву не просто как генеалогическое хобби, а как потребность в восстановлении семейной культуры, традиций, как обращение к ресурсу.
Сегодня здоровая часть семей в нашей стране не ждет «милости» ни от природы, ни от государства, но активно ищет сама разрешения своих проблем, связанных с жильем, здоровьем, образованием детей и т. д. Семья — живой организм, который постоянно «работает» в меняющемся мире и нестабильном обществе переходного периода, приспосабливаясь к изменениям, изменяя обстоятельства своей жизни. Она сама определяет свою судьбу и выбирает путь (Остаться или эмигрировать? Работать по найму или создать свой бизнес? Обучать детей в государственной или частной школе?).
Конечно, иногда запаса прочности и гибкости не хватает. Однако специалисты по проблемам семьи во всем мире говорят, что в течение XX в. этот социальный институт пережил столько потрясений и кризисов (и сколько в одной только России!), что остается удивляться невероятной жизнестойкости семьи. И не только удивляться, но и наблюдать, исследовать, чтобы помогать семье XXI в.
ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
О ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ
КАК ИСТОЧНИКАХ СЕМЕЙНОГО СТРЕССА
И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ
Супружеская любовь, которая проходит
через тысячу случайностей, — самое прекрасное
чудо, хотя и самое обыденное.
Ф. Мориак
В западной психологической науке разработка данной темы осуществляется уже давно, накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, по результатам проведенных исследований внедряются программы психологической и психотерапевтической помощи семье, супружеским парам, родителям и детям.
Зарубежные авторы подчеркивают, что стресс играет все более важную роль в современном обществе, при этом семья остается для него открытой и уязвимой в большей степени, чем общество в целом. Семья находится в сложном комплексе различных влияний как внесемейных (политические реформы, спады в экономике, социальные трансформации в обществе), так и внутрисемейных (появление/уход одного из членов семьи, принятие родительской роли, уход детей из родительской семьи), и в своем развитии на фоне этих влияний постоянно формируется и изменяется.
Так, частые высокие стрессовые нагрузки в профессиональной деятельности накладываются на трудности повседневной жизни, существующие в кругу семьи и ближайшем окружении. Тесное взаимодействие стресса в разных сферах стирает границы между частным и общественным жизненным пространством, вследствие чего выявление уровня стресса бывает затруднительно, так как происходят множественные взаимопереплетения и взаимовлияния факторов стресса. При этом внешние нормативные и ненормативные стрессоры и ежедневные неприятности находятся во взаимной согласованности с внутренними стрессорами (конфликты личности, дефицит компетентности) каждого отдельного члена семьи.
В 1990-е гг. теоретические и эмпирические разработки семейного стресса в зарубежной психологической науке были представлены
такими учеными, как Г. Боденманн (1997), П. Босс (1987), П. Вацлавик, Р. ВиклендиМ. Фиш (1977), С. Р. Картер (1988), М. Перре (1998). Их исследования направлены на выявление наиболее значимых для семейной жизнедеятельности стрессов и поиск объяснения того, как семье удается преодолевать напряжение критических жизненных ситуаций и кризисов.
Стресс в последние десятилетия понимался по-разному — и как общий адаптационный синдром (Г. Селье, 1936), и как причина психических и физических болезней (Е. Л. Филипп, 1990; С. Хоб-фолл, 1989; Т. Холмс и P. Pare, 1967). Наиболее признанным большинством авторов считается следующее определение стресса. Стресс — это связь между индивидом, его внутренним миром и окружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню работоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между внешними и внутренними требованиями к личности и ее возможностями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая.
Формы семейных стрессов разделяют на две группы:
1) макрострессы в семейном развитии как критические жизнен -ные события (например, Е. Л. Филипп, 1990);
2) микрострессы, которые охватывают повседневные требования и ежедневные неприятности (например, Е. Дюваль, 1981).
Г. Боденманн подчеркивает, что стресс, с которым сталкивается семья, может быть следствием:
1) объективных физических неблагоприятных условий (например, высокий уровень шума и загрязнения атмосферы в городах, плотность застройки, тесное жилье, отсутствие детских игровых площадок, опасность уличного движения для детей, подростковая преступность);
2) инфраструктурных условий (например, низкое качество услуг, предоставляемых семье, высокая стоимость содержания детей, неудовлетворительная семейная политика в обществе) ;
3) конфронтации с ежедневными неприятностями (например, неприятные соседи, повседневные неприятности);
4) критических жизненных событий (например, переезд, начало обучения детей в школе, выход матери на работу);
5) проявления этапа развития семейного цикла (начало обучения детей, их пубертатный период, выбор профессии и
► т.д.).
Теоретическую концепцию стресса развивает также СР. Картер, который различает вертикальные, распространенные на поколения, стрессоры и горизонтальные стрессоры, которые, в свою очередь, могут быть нормативными (так называемые «задачи развития») и внешними (так называемые «критические жизненные события»).
Горизонтальные стрессоры состоят из изменений в жизненном цикле, нормативных / ненормативных стрессоров (таких как нео -жиданная смерть, хроническая болезнь или авария, факты семейной биографии). Вертикальные стрессоры имеют в своем основании семейные и межпоколенные стереотипы взаимоотношений, семейные мифы, семейные тайны и семейные завещания (послания, наказы), которые относятся как к нуклеарной, так и к расширенной семье (с бабушками и дедушками, братьями и сестрами).
В конце 1940-х гг. группа зарубежных ученых выдвинула модель семейного стресса, обусловленного этапами семейного развития. Они выдвинули предположения о том, что:
• различные этапы в семейном цикле (например, супружество без детей, семья с маленькими детьми, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья в процессе отделения, в середине жизни, в старости) характеризуются различными особенностями внутрисемейной жизнедеятельности;
• здоровое развитие семьи и ее членов требует успешного пре -одоления последовательных задач развития (Е. М. Duvall, 1948).
При этом каждый этап характеризуется типичными ожиданиями, нормами, специфическими ролями, а также обязательной структурой власти, структурой аффектов, структурой коммуникации (К. Роджерс, 1973), парными и общесемейными системами взаимодействия (развитие интимности и сексуальности, развитие детско-родительских отношений) и их распространением на широкий спектр событий (например, рождение ребенка, уход из родительского дома) (С. В. Уайт, 1991).
Эта модель рассматривает системные изменения семьи на определенных этапах и связывает наличие обязательных адаптационных способностей семьи с этапами семейного развития (П. Вацла-вик, Р. Викленд, М. Фиш, 1974). Авторы исходят из того, что переход на новый этап семейного цикла приводит к более или менее глубоким изменениям семейных коммуникативных и ролевых стереотипов и требует приспособления и адаптации.
В подходе М. Перре (1997) представлено понимание семейного стресса как центрального фактора в дисфункциональном семейном развитии. Считается, что стресс во многих случаях может являться причиной девиантного поведения в семье (например, при -менение насилия), формирования и развития внутренних и внешних отклонений как у детей, так и у родителей, а также может привести нуклеарную семью на грань распада.
Особое положение в зарубежной психологической науке по данной проблематике занимает изучение стресса и копинга в сфере суп -ружеских отношений.
Стрессы и трудности, переживаемые супругами, различаются по источнику их возникновения, по последствиям, по специфике их переживания и совладения с ними.
Выделяют несколько источников возникновения семейного стресса внутри супружеских отношений. К ним относятся профессиональные нагрузки, финансовые трудности, низкое качество супружеских отношений, нарушения коммуникации и высокая частота конфликтов, неустойчивость семейных ролей, нагрузки, связанные с детьми.
Профессиональные нагрузки характеризуются большим объемом работы и сверхурочными работами. Они сокращают время и возможности быть в семье и интересоваться положением дел у членов семьи, признавать их значение.
Исследования, проведенные в Германии, показали, что 87% выборки из 600 супружеских пар указали стресс на работе как ежедневный источник нагрузки, который 37% мужчин и 29% женщин описывают как сильно обременяющий. Причем данное исследование подтверждает, что по рабочим дням конфликтов у супругов наблюдается больше, чем в выходные дни (Г. Боденманн, 2000).
Если работают и муж, и жена, то ситуация может еще больше обостряться. Как сообщает Р. Раппопорт (1969), два супруга-«добытчика» часто отмечают ролевую перегрузку, а вынужденное
жесткое планирование времени (регулирование распорядка дня, организация семейных и профессиональных обязанностей, распределение времени для работы, домашнего хозяйства, детей, супружества) является важным источником стресса. При этом отмечается различие между распределением реального времени и «эмоционального» времени (то есть времени, которое пара имеет для совместного и интимного общения и взаимодействия). Профессиональный стресс приводит к значительным ограничениям реального времени, и особенно сильно он влияет на «эмоциональное» время. При стрессе оно изменяется не только количественно, но и качественно.
Следующим источником стресса часто выступают финансовые затруднения, которым современная семья подвержена особенно сильно.
Исследование Р. Бюхер и М. Перре (2000) показало, что треть из 552 опрошенных семей указали от «часто» до «очень часто», что финансовые проблемы в прошлом году стали для них стрессом. В целом, финансовый стресс стоит на четвертом месте по степени трудности для супругов (57,5% опрошенных указали среднюю и сильную степень его воздействия).
Кроме того, финансовые затруднения часто связаны с качеством жилья (люди вынуждены жить в более дешевых, маленьких или менее привлекательно расположенных квартирах), количеством свободного времени (недостаточное или ограниченное количество свободного времени или отказ от желаемого количества свободного времени), а также с недостаточной культурной, социальной и интеллектуальной активностью членов семьи (сокращение или отмена посещений образовательных учреждений и курсов, культурных мероприятий).
Весьма острым является также такой источник семейного стресса, как низкое качество супружеских отношений вместе с нарушениями общения и высокой частотой конфликтов.
Так, 60% из 600 опрошенных пар указывают стресс, связанный с супружескими отношениями, который 11% мужчин и 14% женщин обозначили как сильный. Стресс, связанный с воспитанием детей (непослушание и т. д.), 34% женщин и 48% мужчин описывают как средний, 14% женщин и 11% мужчин — как сильный. Сильные эмоциональные нагрузки в связи с общением с прародительскими семьями указывают 12% женщин и 5% мужчин.
Стресс в супружеских отношениях может быть связан также с неудовлетворительным распределением функций в домашнем хозяйстве (указали 71,4% супружеских пар), различием в потребностях мужа и жены в совместной жизни (84,3%) и различными целями мужа и жены (64,7%). Сексуальные проблемы у 5 5,6% пар вызывают стресс; различие в ценностях и мировоззрении около 54,8% пар оценивают как источник стресса, споры / конфликты с супругом создают напряжение у 52% пар (Г. Боденманн, 2000; Р. С.Кесслер, 1998).
Еще одна область актуальных эмоциональных нагрузок супругов представлена сегодняшней неустойчивостью семейных ролей. Действительные в прошлых столетиях ролевые стереотипы для жен -щин-жен и мужчин-мужей уступили место современным ролевым представлениям и привели к изменениям, часть которых еще не закреплена в действительном поведении и требует наполнения ролей определенным смыслом и требованиями. В современном нам обществе встречаются семьи, где женщина-мать выполняет функцию «добытчика, кормильца» семьи или же просто стремится к достижению карьеры, тогда как мужчина занимается домашними делами, воспитанием детей, общением с родственниками. Бывает, что оба супруга-родителя заняты построением карьеры и зарабатыванием денег, а большая часть семейных забот ложится на прародителей (бабушек и дедушек).
Существенным источником стрессов для супругов-родителей выступают нагрузки, связанные с детьми. По данным зарубежных исследователей, ведущую роль среди факторов стресса в семье для большинства родителей играют дети (Р. Левис, А. Хендерсон, 1989).
То, что дети приводят к трудностям и нагрузкам в супружеских отношениях, давно известно и особенно очевидно в исследованиях перехода супругов к родительству. Одно из исследований (1982) показывает, что переход к родительству в большинстве случаев свя -зан со стрессогенным снижением удовлетворенности супружеством. Результаты исследования 600 супружеских пар свидетельствуют, что больше половины опрошенных указывали на стресс, связанный с детьми: 76% матерей и 62% отцов описали его как сильный. Причем оказалось, что наиболее часто супруги-родители переживают стресс, связанный со школьными проблемами детей и проблемами их поведения.
Стресс, связанный с детьми, сопровождается:
1) большой ограниченностью собственной свободы действий (сокращается время для себя или партнера);
2) большими материальными затратами и эмоциональными « вложениями »;
3) заботами о состоянии здоровья и благоприятном развитии детей;
4) необходимыми воспитательными ситуациями и отказом от эгоистических чувств.
Подчеркивается, что этот перечень далеко не исчерпывает весь спектр возможных причин возникновения стрессов и трудностей в семье и в супружеских отношениях, в частности. Он служит лишь показателем основных, наиболее остро переживаемых ситуаций в сфере супружеских отношений.
Зарубежными исследователями отмечается, что в ситуации переживания стресса потенциальная эмоциональная нагрузка каждого супруга возрастает. При этом супруги нередко концентрируются на собственных потребностях, не понимая и игнорируя потребности другого супруга и детей по причине обусловленного стрессом эгоцентризма восприятия и намерения контролировать и экономно распределять ставшие скудными при стрессе ресурсы. Вместе с тем происходит уменьшение позитивных подкреплений для партнеров (например, внимание и интерес к партнеру, его значимость, подарки, совместная деятельность, проявления нежности, сексуальные встречи), или же эти подкрепления становятся менее заметными.
Все это выражается в сильном раздражении, повышенной конфликтности (как в отношениях с партнером, так и в отношениях с детьми) и в тенденции ухода или уклонения от семейного общения.
Партнеры, испытывающие стресс, обладают пониженной толерантностью к внешним условиям (например, детский шум, бытовые обязанности, потребности других членов семьи, социальные требования) и реагируют на них чаще неадекватно, с упреками, с тенденцией оборонительного поведения, обесценивания супруга или детей, с враждебным юмором и сарказмом.
При этом возрастает тенденция избегания — ухода в поведении супругов. Партнеры, испытывающие стресс, стремятся к большему покою и замыкаются в себе, стремятся к избеганию проблем и конф -ликтов и начинают бояться дальнейших семейных задач и требований.
Такое поведение провоцирует другого партнера «взваливать» на себя большую часть семейных нагрузок.
Взаимодействие с детьми (например, совместные игры, выполнение школьных заданий и т. д.) ограничивается и становится минимальным, поскольку шум, непоседливость и требование к себе внимания детьми оцениваются как все более и более непереносимые.
Все эти процессы подтачивают отношения, снижают семейную сплоченность и адаптационные способности семьи. При этом усиливаются нагрузки, связанные с детьми, напряжение и конфликты с партнером (вследствие чего снижается удовлетворенность супружескими отношениями), могут возрасти враждебность и агрессия по отношению к партнеру и детям. В дополнение к этому может возникнуть также конфликт с самим собой.
Тем не менее, несмотря на патогенность описанных последствий переживания стрессов в семейной жизни, в большинстве случаев масштаб негативных последствий зависит от семейных ресурсов, умения решать проблемы и справляться со стрессами, то есть от адекватного совладающего поведения супругов (Г. Боденманн, 2000).
В психологии совладания большое внимание уделяется изучению совладающего поведения внутри супружеских отношений, которое понимают не только как способ преодоления стрессов и трудностей, но и как важнейший ресурс стабильности и жизнестойкости семейной системы.
Указывается на значение партнера как важнейшего копинг-ресурса во время трудной ситуации. Аргументируется это тем, что супружеские отношения — это единственные социальные отношения, которые отличаются высокой степенью эмоциональной близости, ответственности, доступности и человеческой интимности и предлагают эффективную поддержку.
В 1990-хгг. С. КоэниТ. Смит (1994) предложили новый термин — центрированный на отношениях копинг в дополнение к проблемно - ориентированному и эмоционально - ориентированно -му копингу (Р. Лазарус, 1984).
Согласно их определению, центрированный на отношениях копинг имеет две стратегии: активную поддержку и оказание защиты. Стратегия активной поддержки предполагает такие действия супруга, которые направлены на то, чтобы стимулировать партнера для
обсуждения проблемы, выяснения его чувств и выработки совместного конструктивного разрешения трудной ситуации. Посредством стратегии оказания защиты партнер эмоционально «разгружает» другого, например, тем, что не обсуждает беспокоящую тему, проявляет заботу, сдерживает негативные чувства и уступает партнеру, чтобы избежать размолвки. Но нужно отметить, что этот теоретически весьма интересный тезис до сих пор не был подтвержден эмпирическими исследованиями.
А. ДеЛонгис и Д. Б. О'Брайн (1990) продолжают разработку центрированного на отношениях копинга и говорят о том, что адекватное совладание со стрессом и напряжением может базироваться не только на решении проблемы и контроле эмоций. Они считают, что центральное значение должна иметь регуляция социальных отношений, так как здоровье и самооценка человека в значительной степени определяются через социальное взаимодействие (социальную поддержку, расположение, симпатию и т. д.). При этом авторы фокусируют свое внимание на эмпатическом копите, понимая под ним «способность и, соответственно, попытку понять в стрессовой ситуации аффективный мир другого человека и это аффективное понимание разделить». В качестве форм выражения эмпатического копинга они называют демонстрацию симпатии, доброжелательность, понимающее выражение лица и теплую интонацию.
Интересную концепцию диадического совладания со стрессом предложили Д. Терри (1989) и Т. Ревенсон (1994). Эти авторы исходят из идеи о соответствии двух моделей копинга у партнеров («кошшг-конгруэнтность»). Согласованность двух индивидуальных моделей совладания (конгруэнтность в применении копинг-стратегий) принимается как зависимая переменная уровня самочувствия и уровня функциональности копинга. При этом высокое соответствие индивидуального эмоционально-ориентированного копинга обоих супругов представляется благоприятным, в то время как использование супругами проблемно-ориентированного копинга может быть различным, но не наносящим вреда качеству суп -ружеских отношений и самочувствию обоих партнеров.
В дальнейшем было предложено понимание диадического копинга как совокупности стратегий, состоящей из индивидуальных действий и поступков обоих совладающих супругов (Г. Пакен-хэм, 1998).
Отличной от ранее представленных теорий является концепция диадического стресса и диадического копинга Г. Боденманна (1998). Базируясь на теоретических тезисах французских авторов, которые обнаружили высокие корреляции между переживанием стресса партнерами в браке и установили, что супружеская пара реагирует на стресс как единая система, Г. Боденманн понимает стресс и копинг в рамках супружеских отношений как системное событие.
Диадический стресс определяется им как требования к одному или обоим партнерам, вносящие дестабилизацию в общую систему. При этом причина стресса может лежать внутри или вне супружеской пары. Прямой диадический стресс касается обоих супругов в одинаковой степени (например, предстоящее рождение ребенка, переезд и т. д.), косвенный диадический стресс представляется в форме напряжения, возникающего на основе недостаточного или неэффективного индивидуального копинга одного из суп -ругов.
Под диадическим копингом понимается также форма преодо -ления напряжения, которая:
1) учитывает сигналы о стрессе от одного партнера и ответную реакцию (вербальную и невербальную) другого партнера на эти стрессовые проявления;
2) предполагает разделение задач и деятельности с партнером (делегированный диадический копинг);
3) включает совместный и согласованный подход супругов к напряженной ситуации (совместный диадический копинг).
Под совместным диадическим копингом понимаются такие по -пытки преодоления напряжения, когда происходит активное сотрудничество и согласование копинг-стратегий супружеской пары. Это могут быть: совместные обсуждения для принятия решений, равномерное распределение между партнерами деятельности, совместный поиск информации, деловая поддержка в трудной деятельности, понимание, совет, утешительные слова, помощь в принятии ситуации, взаимная солидарность, совместные упражнения для расслабления, помощь в успокоении, вера в партнера и т. д.). При этом диадический копинг предполагает деловую и эмоциональ -но-ориентированную поддержку одним партнером другого. Также супруг готов взять на себя в стрессовой ситуации определенную часть нагрузки другого супруга.
З1
Функциями диадического копинга в супружеских отношениях являются:
1) стрессо-ориентированные аспекты (сокращение напряжения через действительное решение проблемы, эмоциональная и социальная регуляция);
2) ориентированные на супружеские отношения аспекты (построение и укрепление чувства «мы», укрепление доверия партнеров друг к другу, осознание супружеских отношений как помогающих, поддерживающих и ценных и т. д.) (Г. Бо-денманн, 2000).
Соответственно, благоприятный эффект диадического копинга, согласно данным зарубежных ученых, сокращает стресс, способствует возникновению лучшего психологического и физического самочувствия супругов, высокой удовлетворенности жизнью, лучшей социальной адаптации и стабильности отношений. Центрированный на отношениях, или диадический, копинг оценивается всеми авторами как ресурсный, наиболее продуктивный тип совладания с трудностями в семье, обеспечивающий не только успешное преодо -ление стрессовых ситуаций, но и восприятие собственных супружеских отношений как ценных, близких, поддерживающих.
Такие данные зарубежных ученых и исследователей в области семейных отношений представляют интерес, показывают возможности и перспективы дальнейшего изучения семейного стресса и совладания, позволяют проанализировать и соотнести накопленный опыт зарубежных авторов с отечественными разработками. Это важно, поскольку за рубежом данная проблематика и теоретически, и эмпирически в настоящее время разработана гораздо лучше, чем в России, и западные исследования включают в себя большое количество направлений и аспектов изучения.
СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
А. Н. Толстой
Трудности могут возникать в любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, детско-родительских, сиблинго-вых отношений, в сфере взаимодействия семьи с социумом, в хозяйственно - бытовой сфере, в интимно - сексуальной и репродуктив -ной сфере и т. д.
Трудности и стрессы, переживаемые семьей, проверяют семейную систему на прочность, жизнестойкость и способность восстанавливать силы после перенесенного напряжения. Но, накапливаясь и перекрывая друг друга, семейные трудности могут деструктивно влиять на внутрисемейный климат, приводить семью к ситуации риска для ее благополучия и здоровья.
Семейные трудности рассматриваются как определенные ситуации или события в жизни семьи, значимые для ее членов, угрожающие потерей или уничтожением какой-либо ценности, создающие неблагоприятный и приводящий к уязвимости фон семейных отношений. Семейный стресс — это переживание общего напряжения и негативных чувств разными членами семьи в ответ на требования социальной среды (ситуации), превышающие возможности членов семьи и создающие угрозу утраты семейных ценностей.
Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жиз -ни, обусловленных семейной цикличностью, — это стрессы и трудности, возникающие в обычных условиях в каждой семье, связанные с развитием и прохождением семьей основных этапов жизненного цикла.
Понятие «жизненный цикл семьи» ввели в 1948 г. Е. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стажа брака.
В настоящее время существует немало вариантов деления жизненного цикла семьи на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в качестве основных при-
знаков разграничения этапов жизненного цикла семьи называются: факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Е. Дюваль, 1948); изменение места детей в семейной структуре (Р. Нойберг, 1972); задачи, соответствующие данному периоду (Э. К. Васильева, 1975); типичные проблемы развития семьи (А. В. Черников, 2000); развитие отношений супругов (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис, 1999); кризисы семейной жизни (М. Джеймс, 1989); личностный рост каждого члена семейного коллектива (В. Сатир, 1992).
При переходе с одного этапа семейного развития на другой из -менениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном кли -мате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые.
В психологии такие трудности семьи принято обозначать как нормативные — с одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение (Э. Г. Эйдемиллер, 2000; Т. Л. Крюкова, 2003).
Каждый из этапов жизненного цикла семьи характеризуется специфическими стрессами и трудностями, возникающими как следствие нормативных изменений в семейной структуре. Поэтому исследователей интересовали именно нормативные трудности, испытываемые членами «условно благополучной» полной семьи на трех этапах жизненного цикла:
1) молодая семья без детей;
2) семья с детьми-подростками;
3) семья на стадии «пустого гнезда».
Каковы же основные, наиболее частые и значимые для благополучия семьи, жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла?
В молодой семье процесс формирования внутрисемейных и вне -семейных отношений, сближения ценностных ориентации, представлений супругов протекает весьма интенсивно и напряженно.
В адаптационный период наиболее чувствительными к супружескому конфликту являются следующие сферы общения: отношения с родственниками и друзьями, взаимная ревность, нарушения ролевых ожиданий, доминирование супругов, отношение к материальной основе семьи.
На данном этапе жизненного цикла семейными трудностями могут являться установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного «кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание взаимоотношений с родственниками супруга.
Немаловажны и структурно-ролевой аспект и процессы лидерства, установления социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье. Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравнению с добрачной независимостью и свободой, кажется вынужденной необходимостью. Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в семье их родителей.
В семье с детьми-подростками нагрузка каждого члена семьи возрастает, и семья более всего подвержена стрессу.
Стрессы и трудности супругов-родителей на данном этапе семейного развития весьма разнообразны.
Середина жизненного цикла семьи — это время избыточных требований к супругам-родителям и со стороны общества, и со стороны внутрисемейных отношений. Необходимо быть не только хорошими супругами, адекватными родителями, заботливыми детьми своих пожилых родителей, но и ответственными и успешными работниками, чутко реагировать на изменения в обществе.
Изменениям, стрессам и трудностям подвергается сфера супружеских отношений. Свободное время для себя и партнера заметно ограничивается и посвящается множеству обязанностей (общественных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить
фазы личного, индивидуального восстановления сил, приходится ограничивать время супружеских отношений в пользу индивидуальной активности и вести себя более эгоцентрично, тем самым эко -номя и сохраняя личное свободное пространство.
Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным изменениям.
Подростковый возраст характеризуется особым всплеском конфликтов между родителями и детьми. При этом причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь».
Трудность может представлять обостряющаяся у подростка потребность в независимости, которая обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи, а также необходимость пересмотра родительского отношения и стиля воспитательных воздействий к подросшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за него.
Семья на стадии «пустого гнезда» заново преобразовывается в брак, взрослые дети создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.
При этом семейными трудностями могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно замет -ную роль.
В современной психологической литературе чаще встречается теоретическое описание семейных стрессов и трудностей, при этом явственно ощущается недостаток комплексных эмпирических исследований реальных, действительных трудностей и стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.