III. По способу определения спортивного результата
Спортивный результат является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения результата В.С., Келлеромобъединены в 4 группы:
1 группа – виды спорта с метрически измеряемыми результатами – временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель.
Данная группа может быть разделена на две подгруппы:
- спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, велосипедный спорт на треке, стрельба и др.);
- спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыжный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).
2 группа – виды спорта, где результат оценивается субъективно судьями в баллах (условных единицах) по внешнему восприятию сложности, точности и эффективности и красоты выполнения соревновательных программ комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы:
- виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.);
- виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка дальности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).
3 группа – виды спорта, в которых результат оценивается в набранных баллах, очках, где:
- виды спорта, в которых результат определяется конечным эффектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, время (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);
- виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).
- виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.)
4. группа – комплексные виды спорта, многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам соревнований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисциплин, и где результат, выставленный в одном из видов, может быть компенсирован в другом (десятиборье, семиборье, пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двоеборье).
IY. По особенностям проявления физических и технических способностей спортсмена все виды спорта можно разделить на 6 групп.
1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.
2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного проявления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 минут (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).
3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).
4. Спортивные игры как одиночные, так и командные.
5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).
6. Многоборья - состоящие из упражнений, относящихся к разным, группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).
Y. По целевым установкам:спорт высших достижений (рекордный) и базовый спорт (массовый).
YI. По масштабу и организации в рамках международного спортивного движения:олимпийский и не олимпийский.
YII. По характеру экономических отношений:коммерческий и некоммерческий спорт.
YIII. По основному роду деятельности человека:профессиональный и любительский спорт.
IX. По формам организации занятий:учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования. И самодеятельный – как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
X. По возрастным категориям: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
XI. По социально-профессиональному статусу:школьный, студенческий, военный, и т.д.
XII. По характеру применения спорта для подготовки в какой-либо деятельности:профессионально-прикладной и военно-прикладной.
XIII. По характеру использования его в сфере досуга: оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный.
XIY. По характеру отклонения в состоянии здоровья спортсменов:спорт для людей с ограниченными физическими возможностями (слепых, глухонемых и др.).