ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Предмет «Технология спортивной подготовки», представляет собой совокупность знаний о подготовке спортсмена, которая осуществляется в форме тренировки. Курс данной специализации направлен на выявление наиболее существенных черт, содержания и закономерностей построения тренировки, общих для различных видов спорта.
Предмет состоит из 3 частей:
1. Введение в специальность;
2. Теория и методика спортивной подготовки;
3. Медико–биологические и психолого–педагогические особенности избранного вида спорта.
Предмет «Технология спортивной подготовки» направлен на:
1. Изучение спортивной подготовки спортсмена в целом;
2. Изучение спортивной тренировки в общей системе подготовки спортсмена;
3. Является общетеоретическим предметом по отношению к другим наукам. Обобщает данные и выводы других наук
Вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.
Специализация (specialization) – в переводе с латинского обозначает:
-приобретение специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области;
-сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, специальности.
«Специалист» – это человек, обладающий специальными знаниями, умениями, навыками в определенной области; человек, владеющий специальностью; человек хорошо знающий и умеющий выполнять что-либо (мастер своего дела).
Основной задачей предмета «Технология спортивной подготовки» является освоение специальных знаний, умений, навыков по теории и методике спортивной подготовки спортсменов т.е. стать специалистами в этой области и специальность эта называется тренер по виду спорта.
Тренер – в переводе с английского, обозначает специалист, помогающий расти живому организму, следовательно, его основная задача дать своему ученику все, что поможет ему раскрыть свои таланты и возможности в спорте, осознать себя личностью, воспитать чувство человеческого достоинства и ответственности за свои поступки, и поступки своих товарищей.
Тренер должен обладать хорошими профессиональными знаниями по методике спортивной тренировки, знать технику и тактику своего вида спорта, и знать физиологию, анатомию, биохимию, спортивную медицину, психологию, педагогику. Он обладать разносторонними профессиональными знаниями. Макаренко говорил, что ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, но не простят плохого знания своего дела.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА железняк ПФСС ст 39
Тренер – главная фигура в подготовке спортсмена. Он должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками и творческой активностью
Тренер – в переводе с английского, обозначает специалист, помогающий расти живому организму, следовательно, его основная задача дать своему ученику все, что поможет ему раскрыть свои таланты и возможности в спорте.
Тренер должен обладать разносторонними профессиональными знаниями и навыками. Знать методику спортивной тренировки, технику, тактику, правила своего вида спорта, физиологию, анатомию, биохимию, спортивную медицину, психологию, педагогику, владеть компьютерными технологиями. Макаренко говорил, что ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, но не простят плохого знания своего дела.
Основной предпосылкой педагогического мастерства тренера является наличие педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие:
- перцептивные способности;
- конструктивные и проектировочные способности;
- дидактические способности;
- экспрессивные способности;
- коммуникативные способности;
- организаторские способности;
- академические способности.
Перцептивные способностивключают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, значимые для работы с юными спортсменами, за каждым поступком и действием ученика видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа.
Конструктивные способностиявляются условием успешного проектирования и формирования личности и коллектива юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в различных ситуациях. Этому способствует воображение и творческие способности. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать верные средства воздействия на личность и коллектив.
Дидактические способностипозволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности спортсменов, приучая их самостоятельно мыслить, активизировать внимание, преодолевать вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, проводить занятия творчески.
Экспрессивные способностипроявляются в наиболее эффективном выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимы. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеют культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, и четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.
Коммуникативные способностипомогают тренеру строить с взаимоотношения с воспитанниками. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в умении избегать конфликтов как с юными спортсменами, так и среди них, в его такте,. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т.е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.
Организаторские способноститренера проявляются в умении организовывать режим учебы, тренировочной работы, отдыха, юных спортсменов, организовывать и проводить спортивные и досуговые мероприятия. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т.п.).
Академические способности(способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики и, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.
Таким образом, профессиональная деятельность тренера включает в себя:
- непосредственное управление процессом подготовки;
- повышение личной квалификации;
- спортивный отбор и решение организационных вопросов;
- подготовку к участию в соревнованиях, организацию и проведение соревнований;
- планирование, контроль, учет.
Таков перечень задач, к решению которых должен быть готов специалист, избравший для себя тренерскую профессию и поставивший себе целью создание профессиональной системы подготовки спортсменов.