Линия зацепления. Дуга зацепления. Коэффициент перекрытия.
Если зубчатым колесам сообщить вращение, то профили будут касаться в различных точках, при этом точка зацепления будет менять свое положение на неподвижной плоскости. Геометрическое место точек k зацепления на неподвижной плоскости принято называть линией зацепления. Ее вид зависит от кривых, используемых в качестве профиля.
У эвольвентного зацепления геометрическим местом точек будет общая нормаль L1L2, не меняющая своего положения при работе зубчатых колес; на ней постоянно находится точка k зацепления. Если движение передается правыми поверхностями профилей, то линией зацепления будет общая касательная L1L2 основных окружностей (см. рис. 14.2). При передаче движения левыми поверхностями профилей зубьев линией зацепления будет другая общая касательная основных окружностей, симметричная первой относительно линии центров. Если линия зацепления построена, то с ее помощью легко определять положение сопряженных точек на профилях и, следовательно, рабочую часть профиля, в пределах которой происходит касание профилей.
Так как сопряженные точки k1 и k2 в момент касания профилей (рис. 14.2) совпадают с точкой k зацепления, то для определения положения точки k2 нужно прежде всего определить соответствующее положение точки зацепления. Точка k1 при движении колеса описывает окружность с центром в точкеО1 следовательно, в момент зацепления она попадает в точку k на линии зацепления, таи как точка зацепления может располагаться только на линии . Точка k2 до прихода на линию зацепления также описывает окружность с центром в точке О2, поэтому для определения ее положения на профиле П2 достаточно через точку k описать окружность с центром в точке О2 и найти точку пересечения ее с профилем П2. Найденная точка k2 будет сопряженной с точкой k1, и касание профилей в этих точках будет происходить в точке k на линии .
Так как профили зубчатых колес ограничены окружностями головок, то линия зацепления используется только частично. Часть линии зацепления, заключенная между точками пересечения ее с окружностями головок, называется рабочей. Используя точки и линии зацепления, можно найти на профилях точки B1 и B2, сопряженные с точками А2 и А1 профилей, лежащих на окружностях головок. Части B1А1 и B2А2 профилей являются рабочими участками их. Вне участков АВ профилей зацепления не происходит и, следовательно, боковая поверхность в этих частях может ограничиваться произвольной кривой. Рабочая часть профилей на рис. 14.2 очерчена жирной кривой.
Непрерывность работы зубчатой передачи должна обеспечиваться перекрытием работы одной пары зубьев другой, т. е. последующая пара зубьев должна войти в зацепление до выхода из зацепления предыдущей пары зубьев. В этом случае в зацеплении будет одновременно находиться не менее одной пары зубьев.
Очевидно, что чем больше пар зубьев находится одновременно в зацеплении, тем более плавной будет работа зубчатой передачи, если обеспечено точное изготовление профилей. Плавность работы зубчатой передачи оценивается так называемым коэффициентом или степенью перекрытия.
Если представить себе положение двух сопряженных профилей в начале и в конце зацепления (рис. 14.3), то на начальных окружностях можно отметить точки а1 и а2 в начале зацепления в1 и в2 в конце зацепления. За время работы одной пары зубьев точки а1 и а2 сопряженных профилей, описав дуги , перейдут в положение в1 и в2. Дуга начальной окружности, по которой перемещается точка профиля за время зацепления, называется дугой зацепления. Если дуга зацепления больше шага, то перекрытие работы зубьев обеспечивается.
Отношение дуги зацепления к шагу называется степенью перекрытия. При вычислении степени перекрытия дугу зацепления можно измерять и на другой окружности, в частности на основной, при условии, что и шаг измеряется на той же окружности. Минимальное допустимое значение = 1,1. Следовательно, должно быть > 1,1. Рекомендуется зубчатые колеса проектировать так, чтобы степень перекрытия была больше 1,4.
Рисунок 14.2 Рисунок 14.3
Построение дуги зацепления
В отдельных случаях, при достаточной точности профилей, допускается < 1,4. Степень перекрытия дает возможность судить об относительной продолжительности зацепления колес.
Для различных типов зацепления коэффициент перекрытия может быть определен графически или же вычислен по соответствующим формулам.
Для эвольвентного профиля дуга зацепления может быть выражена через рабочую часть линии зацепления. Так как зацепление каждой пары профилей начинается в точке , а заканчивается в точке , то, установив профили в начальное и, конечное положения, найдем дугу зацепления тп на основной окружности (рис. 10.3). Развернув найденную на основной окружности дугу зацепления, получим
, (14.5)
т. е. дуга зацепления по основной окружности равна длине рабочей части линии зацепления.
Если дуга зацепления по начальной окружности , то
(14.6)
Или
(14.7)
Отсюда коэффициент перекрытия для эвольвентного зацепления
(14.8)
Рабочая часть линии зацепления может быть определена графически или же вычислена. Из рис. 11.2 получаем
(14.9)
Аналогично
, (14.10)
откуда
(14.11)
Подставляя найденное значение в формулу (9.11), имеем
(14.12)
Выражая радиусы окружностей головок и , радиусы и основных окружностей, расстояние А = r1 + r2, между осями колес и шаг зацепления через модуль, получим
(14.13)
Выведенные формулы показывают, что коэффициент перекрытия не зависит от модуля зацепления, а является функцией только угла зацепления и длины рабочей части линии зацепления. Увеличение как угла зацепления, связанного при том же расстоянии с уменьшением радиусов основных окружностей, так и рабочей части линии зацепления, имеет определенные пределы. Слишком большой угол зацепления может привести к тому, что зубья окажутся заостренными, а увеличение рабочей части линии зацепления, в результате которого точки и будут располагаться вне отрезков L1P и L2P, может привести к необходимости подрезания рабочей части профиля и, следовательно, к фактическому уменьшению, а не увеличению коэффициента перекрытия. На вопросе подрезания зубьев ниже остановимся более подробно.
Литература: /2/ гл.3 лекция 17, /I/ гл.22, гл.23 § 109, § 110, §108 гл.1. §5
Вопросы для самопроверки:
1. Какие механизмы называются зубчатыми?
2. Перечислите виды зубчатых механизмов.
3. Назовите геометрические характеристики зубчатых механизмов.
4. Каковы условия, обеспечивающие передачу сил в механизмах?
5. О чем гласит основная теория зацепления?
6. Определите внешнее и внутреннее зацепление.
7. Какой угол является углом давления?
8. Покажите на чертеже:
a. линию зацепления;
b. полюс зацепления;
c. мгновенный центр вращения Ро.