Классификация норм и нормативов

В практике экономической деятельности используют различные классификации норм и нормативов.

С точки зрения уровня управления нормы и нормативы могут быть разделены на две основные группы.

1. Задаваемые соответствующими федеральными или региональными органами управления, в частности:

- предельно допустимые величины выбросов вредных веществ в атмосферу, сброса сточных вод и др.;

- нормы и нормативы, связанные с использованием живого труда;

- продолжительность рабочей недели и рабочего дня, уровень минимальной заработной платы, тарифная ставка первого разряда и тарифные коэффициенты для государственных предприятий, величина должностных окладов для бюджетных организаций и др.;

- отдельные нормативы использования средств труда(нормы амортизационных отчислений, категории ремонтной сложности и др.);

- социальные нормативы (удельная площадь на одного работающего, норма численности по медицинскому самообслуживанию и др.);

- нормы и нормативы охраны труда (температура воздуха в рабочих помещениях, влажность, загазованность, освещённость);

- нормы и нормативы пожарной безопасности;

- величина мобилизационных мощностей;

- ставка рефинансирования;

- некоторые экономические нормы и нормативы, связанные с выплатой налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

- нормативы, определяющие критический уровень платежеспособности предприятия.

2. Устанавливаемые на уровне предприятия:

- нормы и нормативы организации производственного процесса;

- длительность производственного цикла, размер партий запуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершённого производства. Все эти нормы и нормативы используют для рациональной организации производственного процесса, оперативного планирования и регулирования хода производства;

- нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов; нормы и нормативы использования средств труда; материальных затрат; затрат живого труда; оборотных средств.

В зависимости от содержания затрат и результатов различают экономические и технико-экономические нормы и нормативы. Если они измерены в стоимостном выражении, то нормы и нормативы считаются экономическими. Если же затраты или результаты исчислены в технических единицах, то такие нормы и нормативы относятся к технико-экономическим.

В зависимости от участия в планировании видов и сторон деятельности предприятия нормы и нормативы предприятия подразделяют на десять групп:

1. Нормативы эффективности производства.

2. Нормы и нормативы труда и заработной платы.

3. Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии.

4. Нормы и нормативы использования производственных мощностей и освоения проектных мощностей.

5. Нормативы капитальных вложений и капитального строительства.

6. Нормы и нормативы потребности и запасов оборудования и показатели его использования.

7. Финансовые нормы и нормативы.

8. Нормы денежных (комплексных) затрат на производство (обслуживание, представительские расходы, отчисления на цеховые мероприятия и т.п.).

9. Социально-экономические нормы и нормативы.

10. Нормы и нормативы охраны окружающей среды.

Эти группы норм и нормативов классифицируются на подгруппы и виды. Подгруппы образуются по принципу отображения наиболее важных функций норм и нормативов в процессе планирования. Виды включают в себя нормы и нормативы, отображающие использование в производстве определённых ресурсов. В состав норм и нормативов предприятия входят прежде всего нормы и нормативы, охватывающие основные элементы процесса труда (нормы и нормативы затрат труда, расхода материальных ресурсов и использования средств труда), а также организацию производственного процесса (календарно-плановые нормативы). Остальные группы норм и нормативов находятся в стадии формирования. Их разработка осуществляется функциональными подразделениями предприятия под руководством планово-экономического отдела.

Все нормы и нормативы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) время действия – оперативные, текущие и перспективные;

2) характер распространения – межотраслевые, отраслевые и местные;

3) объект нормирования – могут устанавливаться на операцию, деталь, узел, вид продукции или работ;

4) степень детализации – специфицированные и сводные;

5) масштаб применения – индивидуальные (единичные) и групповые (обобщённые);

6) метод разработки – расчётно-аналитические, опытные и отчётно-статистические.

Несмотря на кажущееся обилие всех норм и нормативов, логика их практического применения заключается в том, что с их помощью заранее определяется зависимость между расходуемыми ресурсами и планируемыми результатами. Система нормативов в строительстве включает в себя производственные нормативы, нормы и правила производства работ, нормы ценообразования (сметные нормативы), плановые нормативы, нормы проектирования, нормы организации и управления строительством и др.

К производственным нормативам относятся: нормы затрат труда, машинного времени, заработной платы, расхода материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов; эксплуатации машин (нормы расхода энергоресурсов, горючесмазочных материалов, запасных частей и т.д.); укрупнённые производственные нормы затрат труда и заработной платы.

Разработка технически обоснованных производственных нормативов для строительства ведётся методами технического нормирования. Оно позволяет устанавливать меры затрат труда, материальных ресурсов и машинного времени, материальных ресурсов и машинного времени на изготовление единицы продукции требуемого качества в определённых организационно-технических условиях.

Прежде чем перейти к описанию видов производственных нормативов, применяемых в строительстве, рассмотрим некоторые понятия и термины.

Трудоёмкость строительно-монтажного процесса – количество труда рабочих, затрачиваемое в рациональных производственных условиях на выполнение доброкачественной продукции (определяется в человеко-минутах, человеко-часах, человеко-сменах).

Норма времени рабочих – количество текущего времени, установленное на выполнение единицы продукции в рациональных организационно-технических условиях (исчисляется в часах на единицу продукции).

Норма затрат труда – количество затрат труда, установленное на выполнение единицы доброкачественной продукции в рациональных организационно-технических условиях (выражается в человеко-часах на единицу продукции).

Норма выработки – количество доброкачественной продукции, изготовленное в единицу времени в рациональных организационно-технических условиях.

Норма затрат машинного времени – количество текущего времени использования машины, установленное на единицу доброкачественной продукции, в рациональных организационно-технических условиях.

Производственные нормы затрат труда и затрат машинного времени применяются при определении нормативной трудо- и машиноёмкости объёма строительных и монтажных работ. На их основе составляются производственные калькуляции на отдельные виды работ, этапы и законченные объекты. По этим калькуляциям подбирается численный и профессионально-квалификационный состав звеньев и бригад, количество оборудования, число механизмов и инструментов для организации непрерывной и ритмичной работы рабочих и машин. Они используются для составления простых и аккордных нарядов – заданий на выполнение работ, на их основе разрабатываются сметные нормы затрат труда и машинного времени, графики производства работ, карты трудовых процессов.

Производственные нормы затрат труда и машинного времени сведены по видам работ в сборники, которые утверждаются и издаются в зависимости от категории норм соответствующими инстанциями. Действующие производственные нормы на строительные и монтажные работы делятся на три категории:

- единые нормы и расценки (ЕНиР), обязательные для применения на всей территории страны;

- ведомственные нормы и расценки (ВНиР), применяемые в рамках ведомства;

- местные нормы и расценки (МНиР), используемые в определённой строительной организации.

Ведомственные нормы разрабатываются только при отсутствии таковых в сборниках ЕНиР, а местные – при отсутствии соответствующих норм в ЕНиР и ВНиР.

Сметные нормативы предназначены для определения, планирования и регулирования сметной стоимости строительства зданий, сооружений и их комплексов. В группу сметных нормативов входят сметные нормы, цены, прейскуранты, тарифы и расценки.

К сметным нормативам относятся: нормы затрат труда и заработной платы; затрат машинного времени; расхода материалов, деталей и конструкций; сметные цены и материалы, конструкции, полуфабрикаты и изделия; перевозка грузов; эксплуатация строительных машин и оборудования; единичные расценки; укрупнённые сметные нормы; нормы дополнительных затрат; нормы накладных расходов и плановых накоплений.

Сметные нормы являются усреднёнными и укрупнёнными. Они вычисляются из среднего уровня производства строительных и монтажных работ, транспортных условий, цен на строительные материалы, технического состояния строительных машин. Этот уровень устанавливается с учётом географии страны, для чего сметные нормы дифференцированы по территориальному признаку.

Плановые нормативы разрабатываются для тактического и стратегического планирования применительно как к отдельным строительным организациям любого уровня, так и к строительству в целом.

 

 

2.3. Система нормативов для планирования деятельности строительных организаций

Эта система должна включать в себя нормы:

- расхода строительных материалов;

- трудовых затрат;

- потребности в строительных машинах, инструменте, инвентаре;

- амортизационных отчислений;

- оборотных средств.

Планово-производственные нормы в строительной организации должны строиться на основе официально действующей отраслевой системы норм с учётом конкретных условий.

При формировании планово-производственных норм строительной организации необходимо использовать имеющуюся нормативную базу и руководствоваться общими положениями производственного планирования.

Нормы расхода материальных ресурсов определяют минимально допустимый уровень затрат материалов и изделий на выполнение единицы готовой продукции или установленного объёма работ с учётом неизбежных потерь при применении современной технологии и организации производства.

Нормы расхода строительных материалов рассчитываются в соответствии с нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) РДС 82-201-96 и РДС 82-202-96.

Элементные (производственные) нормы расхода материалов включают в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативных расходов материалов на единицу продукции рабочей операции, строительного процесса и комплекса.

Нормативный расход материалов устанавливается на единицу продукции рабочей операции (элемент строительного процесса) для определения показателей, характеризующих расход материалов как на рабочие операции, так и на строительно-монтажные процессы в целом.

В чистый расход включается количество материалов, необходимое для производства единицы продукции рабочей операции без учёта отходов и потерь, возникающих при транспортировке, обработке, хранении и укладке в конструкции и изделия.

Современные нормы расхода строительных материалов, разработанные в соответствии с РДС 82-201—96, представлены в Сборниках нормативных показателей расхода материалов. Указанные нормы применяют в строительных организациях для определения нормативной потребности в материальных ресурсах в целях:

- планирования обеспечения материальными ресурсами строительных организаций, участков и бригад;

- сопоставления фактического и нормативного расхода материалов;

- контроля за правильностью списания материалов на себестоимость СМР;

- анализа производственно-хозяйственной деятельности организации.

Нормативные издержки материальных ресурсов характеризуют величину затрат организации при производстве продукции, поэтому нормы расхода материалов являются одним из рычагов управления производством. Их рациональность (прогрессивность) побуждает к внедрению новой техники и освоению передовых технологических процессов, способствует экономному использованию материалов в процессе производства и выявлению внутренних резервов, служит предпосылкой правильной организации установления потребности, учета и контроля за расходованием материалов. Они воздействуют на такие экономические категории, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Следовательно, уровень норм расхода материальных ресурсов при производстве продукции является важным показателем конкурентоспособности этой продукции.

В рыночных услоциях материалоемкость продукции, выраженная через нормы расхода, не носит директивного характера. Роль этих норм в том, чтобы нацелить организации на минимальный достигнутый в отрасли уровень расходования материальных ресурсов при изготовлении аналогичной продукции.

При нормировании труда рабочих и служащих применяют нормы времени, выработки, обслуживания и численности работников. Нормы времени устанавливаются методами технического нормирования или опытно-статистическими методами. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.

 


2.4. Взаимодействие нормативов и плановых показателей

В условиях рынка главными конечными результатами являются финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия.

На величину этих результатов воздействуют многие производственные, трудовые, социальные, экономические и иные проме­жуточные показатели. При этом все основные показатели строи­тельного предприятия принято группировать по таким направле­ниям деятельности как производство СМР, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, определение затрат на производство и др. Каждый из названных показателей является не только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечным для своей функции пла­нирования.

Между нормами и планами на всех предприятиях в условиях рынка существует весьма прочный механизм взаимодействия. За­рубежный опыт рыночных отношений показывает, что все эко­номические явления, объединенные в однородные группы, быва­ют тесно связаны между собой. Норме потребления предшествует определенный план производства, следовательно, производить надо только тот товар и в таких количествах, в которых он будет востребован на рынке. Действие этих и подобных экономических механизмов и явлений должно быть учтено при разработке плано­вых показателей и формировании конечных результатов.

На строительных предприятиях комплексную систему рыночно­го воздействия на основные результаты производства образуют многие связанные между собой механизмы, которые устанавлива­ют наиболее высокую степень зависимости между такими планово-экономическими показателями, как спрос и объем производства продукции, величина предложения и численность персонала, ре­зультаты труда и личные доходы работников, затраты на произ­водство и прибыль предприятия, доходы и уровень жизни и т.д.

Основными составляющими элементами экономического ме­ханизма могут одновременно выступать как исходные нормы и нормативы, так и завершающие плановые показатели, а также весь производственный процесс, который приводит к запланиро­ванным конечным результатам. Однако в современной инвести­ционно-строительной сфере все происходит не так однозначно. Во-первых, любое строительство, в том числе и жилищное, — это длительный процесс, и если какие-либо факторы не учтены, прибыль может быть и не получена.

Уважающие себя и своих партнеров строительные компании стараются не перекладывать непредвиденные затраты на плечи дольщиков, производят эти платежи из своей планируемой при­были. При этом необходимо отметить, что передовые строитель­ные предприятия, на которых жестко контролируют себестоимость, снижают накладные расходы, внедряют прогрессивные конструк­тивные и технологические решения - такие предприятия добьются высокого уровня рентабельности при любом повороте событий.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что представляют собой применяемые в планировании нормы и нормативы? В чём состоит основное отличие норм от нормативов?

2. Какие экономические функции реализуются с помощью норм и нормативов?

3. Какие методы применяют для разработки норм и нормативов?

4. Что означает классификация норм и нормативов? На какие классы, группы и виды подразделяются существующие нормативные материалы?

5. В чём заключается содержание нормативной базы, применяемой в строительстве?

6. Для каких целей используют сметные нормативы в строительстве?

7. Что характеризуют нормы расхода материальных ресурсов в строительстве? Какие виды норм и нормативов входят в их состав?

8. Что характеризуют трудовые нормативы? Какие виды нормативов и норм входят в их состав?

9. Каким образом осуществляется взаимодействие нормативов и плановых показателей?

10. Какие плановые показатели выступают в качестве конечных в условиях рынка?

 

 

Глава 3. Методология стратегического планирования

 

3.1. Сущность и структура стратегического планирования

Возрастание значения стратегического планирования в экономике обусловило повышенное внимание многих экономистов к исследованию его сущности и роли.

В современных условиях изменилось само понятие стратегического планирования.

По определению Хейса, «стратегическое планирование было скорее картой, служащей для выбора путей, ведущих к той или иной цели, чем компасом, призванным помочь найти правильные ориентиры в сложных ситуациях».

О широте проблематики стратегического планирования можно судить по далеко не полному перечню охватываемых им вопросов:

- формирование отраслевой структуры;

- разработка стратегий предприятия;

-выработка стратегий деятельности отдельных стратегических зон и центров хозяйствования;

- анализ и формирование конкурентной среды;

- управление стратегически важными факторами деятельности;

- определение маркетинговой стратегии предприятия;

- анализ и управление жизненными циклами товаров на рынке;

- анализ и формирование рыночных сегментов предприятия;

- выявление стратегических перспектив инвестирования;

- анализ и прогноз структуры затрат;

- формирование общей концепции развития предприятия и пр.

В настоящее время большинство предприятий начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного применения на предприятиях. Одна из причин состоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественному рынку, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда удовлетворительными.

Другая причина заключается в несогласованности используемых методов и средств планирования, что, в свою очередь, объясняется недостаточно полным пониманием значения существующих взаимосвязей средств и методов стратегического планирования. Многие практики, сосредоточивая внимание на отдельных популярных методах и средствах, упускают из виду стратегическое планирование как единое целое.

Задачи планирования необходимо рассматривать как сумму взаимозависимых проблем.

Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия. Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в них обозначаются определенные «ниши» для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

В работах по проблемам управления стратегическое планирование рас­сматривается как процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.

Можно говорить о том, что стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с ресурсами, которые будут ис­пользованы для их достижения. Поскольку цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано в будущее.

Отечественные экономисты А.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «... набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределения ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам».

В. П. Грузинов дает следующее понятие стратегического планирования: «Это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. При этом оно выражено не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.)». «Что очень важно, — отмечает далее В.П. Грузинов, — стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия».

Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «... особый вид практической деятельности людей - плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» .

Различное, хотя и похожее, толкование сущности стратегического планирования приводит к затруднениям в его практическом использовании. По-видимому, следует исходить, прежде всего, из содержательной стороны самого словосочетания стратегическое планирование. Базовым словом является планирование, под которым понимается сам процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей, задач и путей его функционирования.

Слово стратегическое в данном словосочетании определяет направленность самого процесса планирования.

Стратегическое планирование является порождением рыночной системы хозяйствования. Оно характеризуется многими обстоятельствами, основными из которых являются:

- во-первых, неопределенность и подвижность рыночной среды, присущая рыночной системе хозяйствования, которая обусловливает необходимость выработки соответствующей направленности развития предприятия. Планирование позволяет предприятию пытаться избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, а также обеспечить дальнейший его рост, т.е. оно является инструментом преодоления неопределенности и способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности предприятия;

- во-вторых, научно-технический прогресс, приводящий к коренным качествен­ным преобразованиям производства и усилению его влияния на конкурентоспо­собность предприятия, требует предвидеть возможные результаты НТП и забла­говременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентиро­ванию деятельности предприятия.

Применение стратегического планирования создает важнейшие преиму­щества в функционировании предприятия:

- подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

- увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;

- проясняет возникающие проблемы;

- координирует работу его различных структурных подразделений;

- улучшает контроль на предприятии.

Эти обстоятельства наполняют новым содержанием понятие «стратегическое планирование» и определяют его так же, как способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

Если стратегия предприятия представляет собой некое видение хо­зяйствующим субъектом места и роли предприятия на рынке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование — это конкретное указание на способ достижения этого состояния. Оно базируется, с одной стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой — на прогнозах по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технология, демография, экология и т.д.). Таким образом, можно констатировать, что стратегическое планирование — это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенныйпериод функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.

Подчеркивая значимость стратегического планирования, можно отметить, что стратегическому планированию присущи степень неопределенности, временная ориентация процесса планирования и определенный горизонт планирования.

Стратегическое планирование— это непрерывный творческий процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно или циклически, — постоянно существующая неопределенность будущего. Во-вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля, если полное достижение первоначальных целей практически завершено или невозможно.

Очень важным решением при стратегическом планировании является выбор предприятием глобальной цели. Глобальная цель предприятия, или миссия, представляет собой четко выраженную причину существования предприятия, определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.

Правильное определение миссии предприятия имеет важное значение и предусматривает:

- главное предназначение предприятия, с точки зрения его маркетинговой ориен­тации;

- его важнейшие рынки и технологии;

- характеристики предприятия по отношению к внешней среде;

- имидж предприятия, его культурный и технологический климат;

- ориентацию идеологии руководителей на внешнюю среду, в которой функционирует предприятие.

Объективная необходимость выбора миссии общепризнанна. Отдельные руководители предприятий определяют миссию как получение максимальной прибыли. Следует отметить, что при всей важности этого показателя в условиях рынка прибыль может быть главной, но не глобальной целью.

Цели предприятия формулируются на основе миссии предприятия и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. При этом цели должны быть ориентированными во времени, конкретными и достижимыми.

Далее следует диагностический этап процесса — оценка и анализ внешней среды предприятия.

Важно подвергнуть анализу циклы деловой активности предприятия, изменения конъюнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов и другие факторы.

На основе оценки и анализа внешней среды и внутренних возможностей вырабатывается соответствующая стратегия предприятия путем рассмотрения ряда альтернативных стратегий.

Предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности могут ис­пользовать различные стратегии.

Выбор стратегии зависит от степени насыщения рынка, а также от возможностей предприятия обновить свой ассортимент. В связи с тем, что предприятие, как правило, разворачивает свою деятельность в нескольких стратегических зонах хозяйствования (СЗХ), они чаще всего прибегают к комбинированным стратегиям.

После реализации соответствующей стратегии осуществляется контроль, и процесс повторяется снова, обеспечивая непрерывность стратегического планирования.

Стратегическое планирование должно отвечать на следующие главные вопросы:

1.Где в настоящее время находится предприятие (ситуационный анализ)? Ведется поиск ответов на вопросы:

- В каком состоянии находится предприятие (определяется его положение)?

- Какое воздействие оказывает внешняя среда (влияние внешней среды)?

- Что ожидает предприятие при сохранении существующего положения дел (прогноз)?

2.Как предприятию следует развиваться и куда необходимо двигаться (маркетинговый синтез) ?

Даются ответы на вопросы:

- Что надо делать (выдвижение целей)?

- Почему надо сделать так, а не иначе (оценка целей)?

- Каким должен быть порядок (иерархия) целей (принятие решений)? З.Как нужно действовать (выработка стратегий)?

При выработке стратегий необходимо ответить на вопросы:

- Как нужно действовать для достижения цели (выдвижение стратегии)?

- Какая стратегия наилучшая и почему (выбор стратегии)?

- Какая тактика нужна (реализация стратегии)?

4.Как необходимо следить за результатами (стратегический контроль)?

Руководству предприятия необходимо найти ответы на вопросы:

- Что было сделано (сбор данных)?

- Каковы результаты деятельности и насколько организация продвинулась к пос­тавленной цели (оценка)?

- Какие меры необходимо принять для достижения целей (корректировка)?

В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при разработке планов. В этом случае стратегические планы необходимо пересматривать, уточнять, корректировать, чтобы они согласовывались с реальностью. Стратегическое планирование на предприятии дает возможность руководителям разобраться в следующем:

• Каковы общие задачи и назначение предприятия?

• Какие способы действия необходимо избрать, чтобы осуществить переход пред­приятия от нынешнего состояния к желаемому состоянию в будущем, при кото­ром данное предприятие будет способно успешно выполнить свои задачи?

• Насколько реальна принятая стратегия?

• Какое место должно занимать предприятие в рамках большой системы (соци­альной, экономической, политической), частью которой оно является? Именно стратегический план придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. При этом стратегический план разрабатыва-ется достаточно гибким, с учетом потребностей рынка, чтобы при необходимости осуществить возможную модификацию и, если нужно, переориентацию на выпуск другой продукции.

Таким образом, стратегическое планирование имеет четко выраженный циклический характер и является непрерывным творческим процессом, обеспечивая постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.

3.2. Этапы стратегического планирования

Процесс страте­гического планирования включает в себя следующие этапы:

• определение миссии предприятия (фирмы);

• формулирование целей и задач функционирования предприятия;

• анализ и оценку внешней среды;

• анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

• разработку и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратеги­ческого управления. Процесс стратегического управления кроме стратегическо­го планирования включает в себя также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.

Рассмотрим основные компоненты стратегического планирования:

- Определение миссии предприятия:

этот процесс состоит в установлении смысла существования предпри­ятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концеп­цией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ори­ентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, осо­бенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.

- Формулирование целей и задач функционирования предприятия:

цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вы­вести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мо­тивацию людей, работающих в фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут ус­танавливать свои цели. К ним относятся:

• доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.); -

• эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, произ­водительность, материалоемкость и т.п.);

• положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная до­ля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);

• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кре­диторская и дебиторская задолженность и т.д.);

• производственная мощность предприятия;

• продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, кон­курентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);

• организационные изменения в фирме (касающиеся штатного распи­сания, производственной структуры, функциональных обязанностей работни­ков и т.д.);

• качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);

• социальная ответственность фирмы (благотворительная дея­тельность, защита окружающей среды и т.п.);

• потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);

• развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).

К целям предъявляются следующие требования:

а) функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы ру­ководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставят­ся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев;

б) избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую кон­центрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо скон­центрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следова-тельно , це­ли должны быть избирательными, а не всеобъемлющими;

в) множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.

г) достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на дея­тельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженны­ми, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть дос­тижимыми, т.е. не выходить за пределы возможностей исполнителей;

д) гибкость. Это означает возможность корректировки целей в соот­ветствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации;

е) измеримость. Это означает возможность количественной и качест­венной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализа­ции;

ж) конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необхо­димо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать;

з) совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Дол­госрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные — долгосрочным;

и) приемлемость. Это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планиро­вании: централизованный и децентрализованный. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. При децентрализованном методе в процессе структуризации на­ряду с высшим руководством участвуют все нижестоящие уровни.

С точки зрения технологии обоснования целей, алгоритм их структури­зации включает в себя четыре последовательные стадии: выявление и анализ тенден­ций во внешней среде; установление конечных целей фирмы; построение ие­рархии целей; установление индивидуальных (локальных) целей.

- Анализ и оценка внешней среды:

анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонен­тов: макросреды и непосредственного окружения.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния на фирму таких компонентов среды как состояние экономики, правовое регулирование, поли­тические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, фи­нансово-кредитные организации и т.д.

- Анализ и оценка внутренней структуры предприятия:

анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможно­сти и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следую­щим направлениям: исследования и разработки, производство, маркетинг, ре­сурсы, продвижение товара.

Проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на вы­явление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к фирме, сильных и слабых сторон, которыми обладает фирма. Для анализа внешней и внутренней среды в стратегическом планировании приме­няются следующие методы: метод SWOT, матрица Томпсона и Стикланда, мат­рица Бостонской консультативной группы и т.п.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, сильных и слабых сторон фирмы может быть применен метод составления ее профиля. С его по­мощью удается оценить относительную значимость для фирмы отдельных фак­торов внешней среды.

- Разработка и анализ стратегических альтернатив:

этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического плани­рования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. Тем не менее существуют некоторые общие подходы к формированию стратегии. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, в какой бизнес перейти?

В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии:

• достижение лидерства в области минимизации издержек производ­ства;

• специализация в производстве определенного вида продукции (ус­луг);

• фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.

В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий, которые будут подробно рассмотрены ниже.

- Выбор стратегии:

чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители выс­шего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и одно­значным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.

 

 

3.3. Особенности стратегического планирования

 

Современный темп изменений в экономике является настолько боль­шим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспе­чивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, да­ет основу для принятия решений, способствующих снижению риска при приня­тии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразде­лений предприятия. Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

• стратегическое планирование должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего ру­ководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

• годовая детализация стратегического плана осуществляется одно­временно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

• большинство западных компаний считает, что механизм стратеги­ческого планирования должен быть усовершенствован.

Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятно­сти реализации планируемых сценариев развития событий.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения:

1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. Его результат — качественное опи­сание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке, чтобы ответить на главный вопрос - выживет или нет фирма в конкурентной борьбе в будущем.

2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества плановиков; тесной связи фирмы с внешней средой; активной инновационной поли тики; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач стратегического плана.

3. Процесс стратегического планирования требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием.

4. Негативные последствия стратегического планирования, как прави­ло, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного.

5. Само по себе стратегическое планирование результата принести неможет. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.