Компрессор КТ6

Компрессор КТ6 трехцилиндровый, вертикальный, двухступенчатый с промежуточным воздушным охлаждением, относится к группе W-образных компрессоров. Данные компрессоры применяются на тепловозах серий ТЭЗ, ТЭ7, ТЭП60, маневровых тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2. Модификацией компрессора КТ6 является компрессор КТ7 с обратным направлением вращения коленчатого вала и применяемый на тепловозах серии ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10.

Устройство компрессора. Основными узлами компрессора (рис.4.5) являются чугунный литой корпус 13, два цилиндра 4 низкого давления (ц.н.д.), один цилиндр 12 высокого давления (ц.в.д.), холодильник 9 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, вентилятор 3 с приводом и кожухом, масляный насос. Корпус 13 имеет три привалочных фланца с окнами прямоугольного сечения для крепления цилиндров шестью шпильками и двумя фиксирующими контрольными штифтами. Одно окно фланца служит для монтажа и демонтажа узла шатунов 2. По бокам в корпусе 13 имеются два люка для доступа к деталям, расположенным внутри корпуса. Оси всех цилиндров находятся в одной вертикальной плоскости. Цилиндры низкого давления, имеющие диаметр 198 мм, расположены под углом 120°, а высокого давления с диаметром 155 мм — вертикально между двумя ц. н. д. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой установлен один из подшипников коленчатого вала 1.

  Рис. 4.5.

Шейка вала уплотнена кожаным разжимным сальником в металлической обойме. Внизу корпуса расположен сетчатый масляный фильтр 14, укрепленный резьбовым штуцером. Для лучшей теплоотдачи цилиндры имеют ребра, которые у ц.н.д. расположены вдоль оси для придания большей жесткости. Все цилиндры закрыты крышками с клапанными коробками 7 и 8. К коробке ц.н.д. со стороны всасывающей полости прикреплен воздушный всасывающий фильтр 6 со сборником 5, а со стороны нагнетательной полости — холодильник 9.

Холодильник состоит из коллектора и радиаторных секций, выполненных из цилиндрических трубок, оребренных пластинами. Каждая секция при помощи патрубков соединена с соответствующими цилиндрами. Для лучшего охлаждения воздуха в холодильнике применен вентилятор 3. Чтобы предупредить произвольное повышение давления при неисправностях, в камере холодильника установлен предохранительный клапан10, отрегулированный на давление 4,5 кГ/см2. При этом предохранительные клапаны главных резервуаров должны быть отрегулированы на давление 10,7 кГ/см2.

 

 

Рис.4.6. Поршни, снабженные двумя уплотнительными и двумя маслосъемными чугунными кольцами, соединены с шатунами 3 и 6 (рис.4.6) при помощи пальцев. С другой стороны шатуны соединены с головкой 5, насаженной на шатунную шейку коленчатого вала 9. Головка с шатунами образует узел шатунов. Шатун6 с головкой 5 связан жестко, а два прицепных шатуна 3 — подвижно.  

 

  Рис.4.7.   Внутренняя полость клапанной коробки (рис4.7) разделена перегородкой на две камеры: всасывающую, в которой расположен всасывающий клапан 2 с разгрузочным устройством и нагнетательную, в которой расположен нагнетательный клапан 1. Нагнетательный клапан 1 прижат к корпусу коробки винтом через упор. Механизм разгрузочного устройства состоит из упора4 с тремя пальцами, крышки, диафрагмы 7 и стержня с диском 6. Направляющей для упора служит втулка, запрессованная в крышку.

Механизм разгрузочного устройства работает следующим образом. Если давление воздуха в главных резервуарах превышает установленное регулятором давления, то воздух поступает от регулятора давления сверху к диафрагмам 7 всасывающих клапанов. Под действием давления воздуха на диафрагму происходит отжатие всасывающих клапанов, в результате чего компрессор начинает работать вхолостую. Когда давление воздуха в главных резервуарах упадет ниже минимального установленного регулятором, полость над диафрагмой сообщится с атмосферой, под действием пружины возврата упора 3 и упор 4 переместится вверх, отжатие всасывающих клапанов прекратится, и компрессор вновь будет работать под нагрузкой.

К трущимся поверхностям деталей компрессора смазка подается масляным насосом (рис.4.8) с разгрузочным клапаном 2 (см. рис.4.5), регулирующим подачу масла в зависимости от скорости вращения коленчатого вала. Насос, установленный в картере на цапфах, может перемещаться. В корпусе насоса расположен плунжер с хомутом, насаженным на эксцентрик вала компрессора. Внутри плунжера имеется шариковый клапан. В картере компрессора находится фильтр с обратным клапаном (сапун), выпускающий воздух при повышении давления в картере в случае пропуска воздуха поршневыми кольцами.

 

Рис.4.8. Масляный насос (рис.4.8) состоит из фланца 12, который через прокладку прикреплен к картеру компрессора, корпуса 15, крышки 16 и приводного валика 14. Квадратный конец валика сцепляется со втулкой, вставленной в коленчатый вал. Сферическая часть хвостовика валика служит шарниром и одновременно уплотнением валика во втулке коленчатого вала. Валик14 имеет диск 2 диаметром 48 мм, в пазах которого расположены две лопасти 1, прижимаемые пружиной10 к эксцентриковой выточке диаметром 52 мм в корпусе 15.

При вращении коленчатого вала, а следовательно, и приводного валика 14 по часовой стрелке (если смотреть со стороны квадрата валика), каждая лопасть 1 создает разрежение в полости 5. Вследствие этого масло из фильтра картера компрессора через подводящую трубку («вход масла») засасывается в полость 5 и нагнетается в полость 4, откуда по каналу 3 через штуцер 11 масло поступает к манометру, а через отверстие в приводном валике 14 — в смазочные каналы коленчатого вала («выход масла») и подшипники. На компрессорах выпуска с 1959 г. вместо редукционного клапана 2 (см. рис.4.6) устанавливается клапан 8, который для удобства регулировки монтируется не на коленчатом валу, а на внешней части крышки 16 насоса и закрепляется стопорной шайбой 7. Подвод масла к манометру, поступающего из насоса с целью устранения колебания стрелки манометра, выполнен в виде штуцера, в который ввернут ниппель с калиброванным отверстием 0,5 мм и поставлен резервуар объемом 0,25 л.
Принцип действия компрессора показан на рисунке 4.9. Цилиндры низкого давления расположены так, что в то время когда в левом цилиндре происходит всасывание воздуха, в правом происходит его нагнетание в холодильник, и наоборот. Из холодильника воздух всасывается в цилиндр высокого давления, где происходит его дальнейшее сжатие.

 

Рисунок 4.9.