Классификация и техническая характеристика компрессоров
Лекция 4
Тема – «Приборы питания. Классификация и техническая характеристика компрессоров. Компрессоры КТ6, ПК-35, К-1, К-2».
Цель: Ознакомление с классификацией и основными техническим характеристиками компрессоров. Изучение устройства и принципа действия поршневых компрессоров КТ6, ПК-35, К-1, К-2.
План:
4.1. Классификация и техническая характеристика компрессоров.
4.2. Компрессор КТ6.
4.3. Компрессор ПК-35.
4.4. Компрессор К-1 "Ковопол".
4.5. Компрессор К-2.
Рекомендуемая литература:
1. Курилкин Д.Н., Панченко М.Н., Базилевский Ф.Ю., Грачев В.В., Грищенко А.В.Автоматические тормоза подвижного состава. Электронный учебник. // Санкт-Петербург,ФГОУ ВПО ПГУПС, 2010.
2. В. И. Крылов, В. В. Крылов "Автоматические тормоза подвижного состава ". Москва, Транспорт, 1983.
Контрольные вопросы:
1. По каким признакам классифицируются компрессоры.
2. Принцип действия одно- и двухступенчатого компрессора.
3. Расчет подачи компрессора.
4. Классификация и основные технические характеристики компрессоров.
5. Устройство и принцип действия компрессора КТ-6.
6. Устройство и принцип действия компрессора ПК-35.
7. Устройство и принцип действия компрессора К-1 "Ковопол".
8. Устройство и принцип действия компрессора К-2.
Классификация и техническая характеристика компрессоров
Компрессоры предназначены для обеспечения сжатым воздухом тормозной сети поезда и пневматической сети вспомогательных аппаратов: электропневматических контакторов, песочниц, сигналов, стеклоочистителей и др.
Применяемые на подвижном составе железных дорог компрессоры разделяют:
Ø по числу цилиндров:
· одноцилиндровые,
· двухцилиндровые,
· трехцилиндровые;
Ø по расположению цилиндров:
o горизонтальные,
o вертикальные,
o W-образные,
o V-образные;
Ø по числу ступеней сжатия:
§ одноступенчатые,
§ двухступенчатые;
Ø по типу привода:
v с приводом от электродвигателя,
v с приводом от дизеля.
В одноступенчатом компрессоре, представленном нарисунке 4.1 всасывание и сжатие атмосферного воздуха происходят в одном цилиндре за два хода поршня. При движении поршня вниз в точке А (см рис.4.2)открывается всасывающий клапан и по линии А—В—С происходит всасывание при постоянном давлении. При движении поршня вверх в точке С закрывается всасывающий клапан и начинается процесс сжатия. В точке D открывается нагнетательный клапан и на участке D—F поршень выталкивает воздух в главный резервуар при постоянном давлении.
При обратном движении поршня оставшийся во вредном пространстве воздух (Vo) расширяется по линии F—В'. В точке В' открывается всасывающий клапан.
В двухступенчатом компрессоре (рисунок 4.3) сжатие воздуха происходит в двух цилиндрах. При движении поршня первой ступени сжатия вниз открывается всасывающий клапан и на участке А—В—С (рис.4.4) происходит всасывание при постоянном давлении. При ходе поршня вверх в точке С всасывающий клапан закрывается. На участке С—D воздух сжимается и в точке D открывается выпускной клапан первой ступени сжатия и воздух выталкивается из цилиндра первой ступени. При движении поршня низкого давления вниз в цилиндре происходит расширение сжатого воздуха, оставшегося во вредном пространстве, по линии F—В. В точкеВ открывается всасывающий клапан и процесс повторяется.
В цилиндре высокого давления (вторая ступень сжатия) при движении поршня вниз воздух будет поступать в цилиндр по линии D–G. При движении поршня вверх по линии D—Gпроизойдет сжатие и по линии G—Н нагнетание в главный резервуар. Если компрессор имеет промежуточное охлаждение, то воздух из цилиндра первой ступени сжатия поступает сначала в холодильник (линия D–E) и лишь затем по линии E – G в цилиндр второй ступени. Выделенная площадь характеризует уменьшение работы сжатия за счет охлаждения воздуха между ступенями. В полости цилиндра при первой ступени сжатия давление повышается до 0,2 – 0,4 МПа (2 – 4 кгс/см2), а в полости 2 ступени сжатия — до 0,75—0,9 МПа (7,5 – 9 кгс/см2).
Тип компрессора выбирается в зависимости от рода тягового подвижного состава. Компрессоры должны полностью обеспечивать потребность в сжатом воздухе при максимальных расходах и утечках его в поезде. Во избежание перегрева компрессора режим его работы устанавливают повторно-кратковременным: продолжительность включения (ПВ) под нагрузкой не более 50 % и продолжительность цикла до 10 мин. Непрерывная работа двухступенчатого компрессора допускается до 45 мин и одноступенчатого до 15 мин, но не чаще одного раза в течение 2 ч. Температура воздуха в нагнетательной трубе на расстоянии от 0,8 до 1,0 м от патрубка цилиндра при ПВ = 50% не должна превышать 200°С, а температура масла в картере — 85°С.
Одним из основных показателей работы компрессора является его подача, т. е. объем воздуха, нагнетаемый им за единицу времени. В условиях эксплуатации подачу компрессора определяют по времени нагнетания в главные резервуары объема воздуха, пересчитанного на условия всасывания.
Теоретическую подачу компрессора (м3/мин) определяют по формуле
Важными показателями, характеризующими работу компрессора, являются коэффициент подачи и объемный коэффициент полезного действия.
Коэффициентом подачи компрессора называется отношение поданного в главный резервуар объема воздуха, приведенного к температуре и давлению всасывания, к объему, описываемому поршнем. Коэффициент подачи учитывает все потери — сопротивление всасывающих клапанов, неплотность поршневых колец, условия охлаждения и др. (для компрессора КТ6 он составляет 0,7—0,85).
Объемным к. п. д. компрессора называется отношение засасываемого объема воздуха в цилиндр к теоретическому объему; он зависит от величины вредного пространства и давления. Коэффициент подачи всегда меньше объемного к. п. д.
Согласно ГОСТ 10393—74* компрессоры на перспективу должны иметь подачу 1; 2; 3; 3,5; 7 и 10,5 м3/мин, номинальное избыточное давление 1,0 МПа и частоту вращения вала 1450 об/мин, кроме компрессоров с подачей 1 м3/мин, у которых номинальное избыточное давление 0,8 МПа и частота вращения вала 1000 об/мин.
Надежность компрессоров должна соответствовать следующим показателям: число отказов до первой плановой переборки — 0,003 на 1 тыс. ч работы, или 0,1 на 1 млн. км пробега; ресурс до первой плановой переборки (замена поршневых колец) — 10—13 тыс. ч работы, или 0,3—0,44 млн. км пробега; ресурс до первого капитального ремонта — 40—45 тыс. ч работы, или 1,2— 1,35 млн. км пробега локомотива.
Серии электровозов, тепловозов, электро- и дизель-поездов, на которых применяются компрессоры, приведены в табл.4.1. Технические характеристики компрессоров приведены табл. 4.2.
Таблица №4.1. Типы компрессоров и места их применения.
Условное обозначение компрессора | Изображение | Тип компрессора | Место применения |
Э-400 | Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый | СР, СР3, ЭР1 до №68. | |
Э-500 | Двухцилиндровый горизонтальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением | ВЛ19, ВЛ22м, ВЛ23, ВЛ60 в/и, ТГМ1. На ВЛ23 заменяются на КТ6Эл. | |
КТ6 | Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением | ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭП60, ТЭ3, ТЭ7, 2ТЭП60. | |
КТ7 | см. КТ6 | Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением | ТЭ10, ТЭП10, М62 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116, 2ТЭ21 |
КТ6Эл | см. КТ6 | Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением | ВЛ8, ВЛ10, ВЛ60 в/и, ВЛ80 в/и, ВЛ82, ВЛ82м, ВЛ11, ВЛ15, ВЛ85, 2ТЭ116, 2ТЭ116УП, |
ПК-35 | двухцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением. | ||
ПК-5,25 | шестицилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением. | ТЭМ7, ТЭП70, ТЭП80, ТГМ6А. | |
ПК-3,5 | см. ПК-5,25 | четырехцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением. | ТГ16, |
ПК-1,75 | см. ПК-5,25 | двухцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением. | ТГМ1 |
ВП3-4/9 | Двухцилиндровый двухступенчтаый с дифференциальными поршнями с расположением цилиндров под углом 90град | ТГМ3, ТГ102 с №56 - по 2 компрессора, ДР. | |
ВВ1,5/9 | Одноцилиндровый двухступенчатый с дифференциальным поршнем | ТГ102 до №55, ДР1, ДР1А, ДР1П. | |
ВВ 0,7/8 | см. ВВ1,5/9 | Одноцилиндровый двухступенчатый с дифференциальным поршнем | ТГМ3, ТГК2, ТУ5, ТУ7, ТУ4. |
ЭК-7Б | Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый с электродвигателем постоянного тока | ЭР2, ЭР1 с №69, ЭР22. | |
ЭК-7В | см. ЭК-7Б | Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый с электродвигателем переменного тока | ЭР9П, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭР22, ЭР22М, ЭТ2, ЭД2Т, ЭД4, ЭД9Т, ЭР200. |
МК-135 | Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением | ВМЭ, Д, Д1. | |
К-1 "Ковапол" | Двухцилиндровый с дифференциальными поршнями | ЧС1, ЧС3, ЧС4 до №88, ЧМЭ2 до №210. | |
К-2 | Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый | ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС200, ЧС4 с №89, ЧМЭ3, ЧМЭ2 с №211. |
Таблица №4.2. Техническая характеристика применяемых компрессоров.
Элементы характеристики | Обозначение | ||||||||||||
Э400 | Э500 | КТ6, КТ7, | КТ6эл | ПК-35 | ПК5,25 | ПК3,5 | ПК1,75 | ВП3-4/9 | ВВ-1,5/9 | ЭК-7Б (ЭК-7В) | К-1 | К-2 | |
Номинальная подача, м3/мин | 1,75 | 5,3 | 2,75 | 3,5 | 5,25 | 3,5 | 1,75 | 3,5 | 1,75 | 0,62 (0,58) | 2,0 | 2,63 | |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | 560 (540) | ||||||||||||
Давление нагнетания, МПа | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | |
Расположение цилиндров | Г | Г | W | W | V | V | V | V | Г и В | В | Г | V | W |
Число цилиндров: общее | 2-д | 1-д | 2-д | ||||||||||
первой ступени | |||||||||||||
второй ступени | - | ||||||||||||
Диаметр цилиндров, мм: | |||||||||||||
первой ступени | |||||||||||||
второй ступени | - | - | |||||||||||
ход поршня, мм | 144 и 146-1ст 153-2ст | 144 и 146-1ст 153-2ст | |||||||||||
Масса компрессора, кг: общая | 118* | ||||||||||||
на 1 м3/мин | 190 (203) | ||||||||||||
Потребляемая мощность, кВт: общая | 24,2 | 13,3 | 5,0 (4,7) | 17,6 | 18,7 | ||||||||
на 1 м3/мин | 8,6 | 8,3 | 8,76 | 9,15 | 7,04 | 7,02 | 7,6 | 8,06 (8,1) | 8,8 | 7,2 |