Соотношение уровней жизни в бедных и богатых странах и факторы, определяющие его динамику

Понятие уровня жизни охватывает широкий круг социально-экономических, духовных, национальных, региональных, исторических, географических достойной факторов, характеризующих условия жизнедеятельности отдельного человека, домохозяйства, различных слоев населения как страны в целом, так и отдельных регионов.

В современной научной традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта: Благосостояние населения, Накопление человеческого капитала, Уровень человеческого развития.

Уровень жизни характеризуется Количественной и качественной определенностью. В развитых странах его регулирование осуществляется на основе концепции качества жизни. Она выступает основополагающим идеей и улучшения жизни населения, базируется на соответствующей системе принципов и понятий и предусматривает стратегию и тактику их реализации. Концепция качества жизни характеризуется трудовой установкой то есть уровень жизни связывается с трудом, экономическими возможностями человека. Она включает и политические возможности, и взаимосвязи человека с окружающей средой есть определяется весь комплекс условий и факторов, характеризующих уровень удовлетворения потребностей человека и соответствия реальных возможностей ожидаемым.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели: Объем валового внутреннего продукта на душу населения;Индекс потребительских цен; Структура потребления; Коэффициент смертности; Коэффициент рождаемости; Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; Уровень младенческой смерти.

По данным экспертов, соотношение уровней жизни между самыми богатыми и самыми бедными странами составляет сегодня 90:1, в то время как в западной политологии традиционно считается социально опасным уже даже десятикратное превышение. И при этом, заметьте, богатеющий Запад не предпринимает серьезных усилий для ликвидации пропасти между развитыми и фактически деградирующими государствами. Доля мирового дохода у наиболее бедной части населения планеты (а это примерно 1,3 млрд. человек) составляет всего 1,5 процента. К наиболее значимым факторам, определяющим динамику уровня жизни населения, относится уровень производительных сил и производственных отношений в обществе, технический прогресс, экономический потенциал общества (его национальное богатство), способами распределения общественного продукта, политические и социальные факторы. Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют их комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения уровня жизни в стране.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны.
Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее. Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения.

 

 

1.Характеристика Современной международной торговой системы;

Современная международная (всемирная) торговая система (СМТС) - между-народная торговая система, сформировавшаяся к середине 90-х годов XX века и представляющая систему взаимных торговых связей всех стран мира, вырос-шую на базе международного разделения труда и сложившуюся на этой основе многостороннюю систему торгово-политического регулирования международ-ной торговли, включающую и национальные компоненты.СМТС относится к классу систем большой сложности. В ней взаимодействуют миллионы хозяйственных единиц всех стран мира - субъекты ВТД. В их число вхо-дят и региональные экономические группировки на уровне государств, ТНК и меж-дународные экономические организации, такие как ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ВТО, МВФ, МТП, СТС/ВТО и ряд других.

Правовой основой СМТС являются: документы международного торгового права, документы перечисленных выше международных организаций, включая мно-госторонние торговые договоры системы ВТО. Особую роль в проведении анализа и подготовке рекомендаций по вопросам тор-говой политики на глобальном и национальном уровнях играет Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) главными целями которой являются:

.содействие согласованности между международными экономическими нор-мами, практикой и процессами национальной политикой и стратегиями в области торговли и развития;

· оказание поддержки развивающимся странам по разработке стратегий в области развития с учетом задач, связанных с глобализацией.

Торговля является средством обеспечения экономического роста и развития, а торговая политика и политика в области развития - важными инструментами эко-номического роста, диверсификации и повышения добавленной стоимости экспорт-ной продукции и расширение занятости.

Сегодня в более чем 50 развивающихся странах, в т.ч. и в России, на экспорт не более трех видов сырьевых товаров приходится более половины их валютных посту-плений. А снижающиеся и нестабильные мировые цены на них оказывают сдержи-вающее воздействие на экономический рост во многих развивающихся странах. Эта ситуация может еще больше осложняться рыночными структурами на между-народном и национальном уровнях, характеризующимися высокой степенью кон-центрации. К тому же страны зачастую сталкиваются с трудностями в соблюдении стандартов и требований, существующих на рынках развитых стран.

С другой стороны динамичные секторы мировой торговли открывают новые и только еще формирующиеся торговые возможности для развивающихся стран, и расширение их участия в таких секторах имеет важное значение обеспечения выгод для развития от международной торговли и торговых переговоров.

Глобальная система торговых преференций между развивающимися странами (ГСТП) относится к числу инструментов, которые могут использовать развиваю-щиеся страны в целях создания дополнительных торговых возможностей.

Либерализация на основережима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) в отношении товаров и услуг, представляющих интерес для развивающихся стран с точки зрения экспорта, несет существенные выгоды для мировой торговой системы в целом.

Торговля и окружающая среда могут оказывать взаимоподдерживающее воздейс-твие, и эта задача должна решаться в рамках подхода, совместимого с открытой, справедливой, основывающейся на соответствующих нормах, предсказуемой и не-дискриминационной торговой системой.Важную роль в создании предпосылок устойчивого функционирования всей сис-темы мирохозяйственных связей играет и Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), занимающаяся вопросами развития международной тор-говли, зарубежного инвестирования и других видов ВЭД.

Следует отметить что в современном мире плоды глобализации пожинают в первую очередь наиболее развитые в экономическом отношении страны. В результате чего происходит как расширение разрыва между «богатыми» и «бедными» государствами, так и увеличение имущественного и социального неравенства внутри второй группы стран.

для самых развитых в экономическом отношении стран происходящее в рамках глобализации расширение внешнеторговых операций нередко оборачивает-ся серьезными потерями и трудностями.Все это в полной мере относится и к деятельности Всемирной торговой организа-ции(ВТО) возникшей на базе успешно функционировавшего почти полвека ГАТТ, и которая образует сегодня институциональную основу международной торговой системы, на долю стран - членами которой приходится более 96% оборота международной торговли. Принятая в 2001г на 4-й Министерской конференции в Дохе(Катар). декларация признала особые интересы развивающихся стран и отчасти стран с переходной эко-номикой и впервые была зафиксирована необходимостьоказания им технической помощи.

1) переговоры Доха раунда прежде всего отражали интересы богатых стран, т.к. ГАТС и ТРИПС в основном были ориентированы на их потребности. Это так-же касается прямых инвестиции, конкуренции, содействия торговле (облегчение движения товара к конечному потребителю за счет снижения административных издержек, коррупции и т.п.), и государственные закупки, которые в основном налагают дополнительные требования на развивающиеся страны. Это же касается вопросов по охране окружающей среды.

В тоже время, наметившийся в ходе переговоров выход на проблемы миграции рабочей силы (отвечающий интересам развивающихся стран) не находил поддержки со стороны развитых государств.

2)развивающиеся страны выражали свое недовольство медленными темпами реализации соглашений по техническим барьерам, санитарным и фитосанитар-ным мерам и ряду других достигнутых ранее.

В Канкуне странам-членам ВТО не только не удалось достичь договоренности ни по одному из обсуждавшихся вопросов, но и просто довести дискуссию до логи-ческого завершения, что говорит о серьезном сбое в функционировании ВТО. Была обозначена резкая поляризация интересов различных стран по поводу подле-жащих об суждению вопросов.За несколько дней до начала мексиканского саммита США и ЕС образовали коалицию по вопросам сельского хозяйства. Ее цели заклю-чались в увековечении аграрного протекционизма в части доступа на рынок и в со-хранении массовых субсидий своим фермерам. Поэтому вопросы торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием традиционно являются камнем преткновения в рамках СМТС. Практически во всем мире эта отрасль народного хозяйства является (в силу не столько экономи-ческих, сколько социальных, политических и прочих причин) наиболее защищаемой и регулируемой.

Высокий уровень аграрного протекционизма выглядит особенно контрастно на фоне достигнутого в рамках ГАТТ/ВТО существенного сокращения тарифов на промышленные товары.

Вместе с тем, радикальная либерализация торговли сельскохозяйственной продук-цией способна вызвать весьма неоднозначные последствия. В проведенном МВФ исследований отмечается, что на долю развитых стран приходится более 76% ми-ровой сельскохозяйственной поддержки (тарифы и субсидии). А на долю развиваю-ющихся остается только 24%.– разница достаточно ощутимая(например, в Швейцарии уровень тарифной защиты по с/х продукции достигает 180%).

Этот выигрыш особенно значим для ведущих регионов экспортирующих продо-вольствие, включая африканские страны южнее Сахары, где живут многие предс-тавители беднейшей части населения планеты.

Одной из ключевых спорных проблем явился хлопок. За год до Канкуна США приняли решение увеличить субсидии своим производителям этой культуры. Инте-ресы беднейших африканских и других производителей хлопка были серьезно уще-млены. Необходимость предоставления им определенной компенсации не вызывала сомнения у большинства участников конференции.

перспективы развития ВТО и международной торговой систе-мы в целом целесообразно рассматривать в контексте регулирования всего комплекса мирохозяйственных связей. Подобная система должна включать в себя целый набор средств и методов управления, которые повысят эффективность координации и в то же самое время создадут страховые клапаны для стравливания политического и социального давления. В обозримом будущем должно обеспечиваться сох-ранение национальных государств как основополагающей формы политического устройства.. Принцип формирования структуры управления подобного рода в западной лите-ратуре получил название «сетевой минимализм».

Сетевой – потому что в значительной мере порождающая его глобализация социально-экономического развития представляет собой явление сетевого, а не иерархического порядка.

Минимализм потому что управление на глобальном уровне считается приемле-мым только в том случае, если оно не заменяет собой управление, осуществляемое национальным государством, и если его вторжение в автономию государств и субгосударственных образований представляется достаточно обоснованным с точки зрения полученных совместных результатов.

Если взглянуть на эту проблему с точки зрения концепции«сетевого минимализ-ма», то можно утверждать, что. ВТО должна стремиться координировать свою деятельность с работой других многочисленных субъектов регулирования, не ставить перед собой слишком широкого круга задач и не претендовать на не-кую исключительность. В контексте отношения к перспективам развития ВТО целого ряда входящих в нее стран, в первую очередь относительно небольших, представляет интерес вопрос: утрачивает ли национальное государство часть своих традиционных прав, когда участвует в международных соглашениях и вступает в международные эко-номические организации.

Чаще всего высказываются мнения о том, что здесь имеет место ослабление регу-ляционного потенциала государства, частично делегирующего свои полномочия межгосударственным институтам.

Вся идея подписания международных соглашений заключается в том, чтобы обес-печить верховенство закона – одна страна соглашается не предпринимать опреде-ленных действий и осуществлять оговоренные шаги установленным образом в об-мен на аналогичное согласие других стран».

Смысл заключается в том, что любые торгово-экономические союзы основываю-тся на идее преференционности, т.е. выделения ограниченного количества зару-бежных стран-партнеров и взаимодействия с ними по особым, льготным правилам.

Тем самым, фактически отрицается недискриминационность, воплощенная в «режиме наибольшего благоприятствования» - ключевом фундаментальном принципе, на котором строится вся система ВТО. И чем больше создается зон свободной торговли и таможенных союзов, тем больше оснований говорить о «кризисе РНБ».

В тоже время не следует подходить к этому вопросу слишком прямолинейно.

Во-первых, есть определенная доля истины в утверждении о том, что торгово-экономические союзы демонстрируют пример того уровня сотрудничества, который возможен сегодня в международном масштабе. В этом плане они как бы «задают планку» и служат маяками на пути либерализации ВЭС в рамках всего мирового сообщества.

Во-вторых, в современных условиях практически все члены ВТО являются чле-нами той или иной интеграционной группировки и одновременно представителями «третьей стороны» для участников других региональных образований. Поэтому в 1996г Генеральным советом ВТО создан Комитет по региональным торговым сог-лашениям.Его целью является обеспечение максимально возможного согласования между процессами глобальной либерализации и регионализации, в частности, соответствия последней положениям статьи XXIX ГАТТ и статьи V ГАТС. В-третьих, уместно упомянуть трудности и противоречия в ходе подготовки договора о создании зоны свободной торговли, в которую вошли бы практически все государства Северной и Южной Аме

 

2.Цели, задачи, основополагающие принципы и функции ВТО;

Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО. Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле). Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Общие цели ВТО:
1). получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
2). устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
3). возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

- регулирование экономических отношений участников на основе принятого пакета документов Уругвайского раунда переговоров

- прозрачность

- разрешение торговых споров

- контроль за исполн.торговых отнош.

- прием новых членов

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Либерализация торговли. Либерализация торговли является рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. Развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку. Все успешные страны основывали свою стратегию роста на традиционном рецепте реформ макроэкономической стабилизации, либерализации торговли и использовании рыночных механизмов. Быстрый и постоянный рост был только в странах, которые прогрессивно либерализовали защиту от импорта.
2. Глобализация торговли. Мировая торговля свободна, либеральна. Первый заместитель директора-распорядителя МВФ и одновременно посол США в Петербурге Энн Крюгер открыто заявила в 2003 году на Международном Экономическом Форуме в Петербурге, что «требование платить работникам “достойную заработную плату” по стандартам промышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества на международном рынке для компаний, использующих неквалифицированный труд». Свобода не означает автоматического равенства. Она означает свободу выбора путей увеличения производительности труда.
3. Национальные самоограничения в области торговой политики. Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверенное государство, просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки. Если, например, какое-то государство захочет снова национализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями.
4. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран.
5. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не может ввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт). Так как общественные блага, по правилам ВТО — тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов на «рынки» образования, здравоохранения и т.д.
6. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.
7. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стране, в процессе производства или обязывать их принимать на работу население этой страны.
8. Признание правомочий суда ВТО. Каждая страна может быть обвинена перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает закон ВТО» и «правила свободной торговли».
Страна не имеет также права принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при переработке ресурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, которые предпочтут местных инвесторов иностранным инвесторам.
Правительства стран-членов и администрации регионов обязаны подчиняться праву ВТО. При нарушении прав ВТО стране-«виновнику» грозят судебные процессы, законы против этой страны, изъятие вложенных средств.