В Беларуси

Конституция определяет форму правления нашего государства – республика– такая форма государственного устройства, при которой источником власти является народ; высшие институты власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма территориально-государственного устройства определяется как унитарная – единое, централизованное государство, административные единицы которого не обладают политической самостоятельностью.

В ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, создаются равные условия для развития всех форм собственности, предоставляются и гарантируются права и свободы гражданам.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает обязательный учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Правовое государство. Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. Правовое государство– это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право – это система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.

Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства.

Признаки правового государства:

1. Суверенитет народа, т. е. народ является единственным источником государственной власти.

2. Верховенство закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества.

3. Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе закона.

4. Принцип разделения властей: государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.

5. Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости.

В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь, «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.

Свобода совести в Беларуси закрепляется рядом статей Конституции (ст. 4, 5, 12, 16, 31).

Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2). Суверенитет государства – это то важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой другой государственной власти, кроме той, которая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т. е. не должно быть двоевластия. Верховенство государственной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок. Независимость государственной власти означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

С принципом государственного суверенитета непосредственно связан принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее: 1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избрания главы государства; 2) путем проведения референдумов; 3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения; 4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и другими способами. Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т. д.

Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного.

Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах.