Внешнеторговые операции купли-продажи прав интеллектуальной собственности

Выделение операций по торговле правами собственности в самостоятельную группу связано с тем, они могут иметь не только научную, но и коммерческую

Как показывает международный опыт, экономический рост промышленно развитых стран на 80—95 %обеспечен уровнем научно-технического развития, значительными расходами на НИОКР и эффективностью использования: в ходе их выполнения интеллектуального продукта. Наиболее широкое определение интеллектуальной собственности дает Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая 14 июля 1967 г. в Стокгольме. Статья 2 Конвенции включает в понятие интеллектуальной со6ственности «все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, литературной и художественной областях».

Объектами права интеллектуальной собственности, в соответствии с положениями Конвенции, являются:

• литературные, художественные произведения и научные труды;

• исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

• изобретения во всех областях человеческой деятельности;

• научные открытия;

• промышленные образцы;

• товарные знаки, знаки обслуживания, символы, буквы и цифры наименования и обозначения.

Операции по торговле правами интеллектуальной собственности подразделяются на операции, связанные с предоставлением:

• во-первых, права на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, географических названий, интегральных микросхем;

• во-вторых, технических знаний, опыта, чертежей, инструкций, различного информационного материала, объединяемые понятием ноу-хау.

В основу такого деления положена правовая охрана передачи научно-технических достижений. Она распространяется лишь на первую группу и осуществляется, согласно международной практике, в форме патента.

Патентэто документ, выданный государственным органом и закрепляющий за лицом, которому принадлежит изобретение, исключительное право на изготовление, использование, продажу или предложение продажи новых технологий, изделий, веществ, товарных знаков, промышленных образцов. Патентуемое изобретение соответствует определенным требованиям: предполагает новое техническое решение, отличается новизной, высоким изобретательским уровнем и практической применимостью.

Товарный знакэто обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм.

Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы, буквы и цифры. Часто их называют просто марками.

Промышленный образецхудожественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.

Операции по продаже лицензии состоят в предоставлении одной стороной (лицензиаром) другой стороне (лицензиату) право на промышленное и коммерческое использование изобретение, пользующееся патентной защитой или не патентуемого ноу-хау в течение согласованного срока за определенное вознаграждение.

Существует 2 вида лицензий:

1. Чистые лицензии – предполагают, что научные знания являются самостоятельным предметом торговли.

2. Сопутствующие лицензии – включаются как составная часть в общий внешнеторговый договор, например, купли-продажи оборудования или строительства и реконструкции за рубежом промышленных объектов.

Лицензионное соглашение – это соглашение о возмездном предоставлении лицензиаром (обладателем, продавцом патента) прав практического использования результатов интеллектуальной собственности лицензиату (покупателю прав). Коммерческое содержание лицензионного соглашения по существу сводится к определению условий использования прав собственности лицензиара и установлению размеров платежей за такое использование со стороны лицензиата.

Цена лицензии в отличие от цен на товары формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения или ноу-хау. Расчетная цена лицензии (Цр) может быть определена по формуле:

Цр = ,

где – среднегодовой выпуск продукции за весь срок действия соглашения (шт.);

– прибыль с единицы продукции (в рублях), определяется как разница между средней продажной ценой единицы продукции за весь срок действия лицензионного соглашения и себестоимости единицы продукции (руб.);

Д – доля продавца в прибыли покупателя (%);

В зависимости от возможной прибыли стороны решают вопрос, в какой пропорции она будет распределена между лицензиатом и лицензиаром.

Различают три вида платежей:

1. Роялти – это периодические текущие отчисления, которые устанавливаются в виде фиксированных ставок в процентах и выплачиваются через согласованные промежутки времени или к определенной дате. Роялти могут начисляться в согласованных пропорциях к следующим показателям:

- к общей прибыли лицензиата;

- к дополнительной прибыли лицензиата от использования лицензии;

- к общей стоимости продукции, произведенной по лицензии;

- в виде процентов к цене или себестоимости продукции и др.

2. Паушальный платеж – устанавливается как твердо зафиксированная сумма, не подлежащая изменению в течение всего срока погашения. Как правило, паушальный платеж выплачивается единовременно авансом, но может также выплачиваться по частям. Он является более надежным, чем роялти, так как его удобнее гарантировать общепринятыми способами, в том числе путем акцепта, выписанных лицензиаром трат или переводных векселей. В этом случае осуществление платежа не связано с производственной и коммерческой деятельностью лицензиата и не несет рисков деятельности на этапе освоения производства лицензионной продукции.

3. Комбинированный платеж – сочетает наличие твердо зафиксированной паушальной стоимости и роялти. Применяется, когда продажа лицензии сопутствует поставке оборудования и предоставления инженерно-технических и эксплуатационных услуг.

Редко, но встречается, когда лицензионное вознаграждение устанавливается в виде передачи лицензиатом его акций или других ценных бумаг, допускающих участие лицензиара в структуре капитала лицензиата, что напрямую не связано с освоением лицензии.