ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

 

Развитие мировой экономики на современном этапе определяется двумя основными тенденциями:

− глобализацией;

− регионализацией.

Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания граней между странами и континентами. Решающая роль в процессе глобализации принадлежит международным организациям и прежде всего ВТО (Всемирная торговая организация), которая является преемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), действующего с 1 января 1948 года. Было подписано в 1947 году 20 государствами. Принятое во время Уругвайского раунда переговоров соглашение, основывающее ВТО вступило, в силу с 1 января 1995 года.

Деятельность ГАТТ-ВТО направлена на либерализацию международной торговли путем снижения уровня тарифов и ликвидации нетарифных барьеров.

Основными принципами ГАТТ – ВТО являются:

1. Не дискриминация. Торговля без дискриминации предполагает использование режима «наибольшего благоприятствия» и «национального режима». Согласно первого режима все договаривающиеся стороны обязаны предоставлять друг другу условия взимания пошлин на экспорт и импорт не менее благоприятные, чем любой другой стороне.

Национальный режим требует, чтобы иностранным товарам после их поступления на рынок предоставлялся не менее благоприятный режим, нежели эквивалентным национальным товарам.

2. Открытость рынков. В ходе многосторонних торговых переговоров согласовывается прогрессивное снижение таможенных тарифов.

3. Защита через тарифы. ГАТТ/ВТО не запрещает защиту национальной промышленности. Однако в случае наличия подобной защиты она должна основываться на таможенных тарифах, а не на иных коммерческих мерах.

4. Справедливая конкуренция. ГАТТ/ВТО выступает за открытую, справедливую и неискаженную конкуренцию. В определенных случаях она допускает применение нетарифных методов.

 

Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности.

Цели ВТО:

1. Укрепление мировой экономики.

2. Содействие расширению торговли.

3. Наблюдение за состоянием мировой торговли.

4. Предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли, наблюдение за торговой политикой государств.

Структура ВТО. Главный орган ВТО – Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. В числе функций Совета – организация работы Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики.

 


Рисунок 1.1 – Структура ВТО

 

Кроме того, в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совет по торговле товарами наблюдает за реализацией ГАТТ-1994 и многосторонних соглашений по торговле товарами. Совет по торговле услугами – орган, следящий за выполнением ГАТС, и Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием этого соглашения. Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджету, финан­сам и административным вопросам. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 г., когда ВТО официально присту­пила к работе.

В составе ВТО действует Секретариат ВТО во главе с Гене­ральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их обязанностей. Секретариат ВТО насчитывает примерно 500 сотрудников.

Генеральный директор избирается Конференцией министров. Секретариат ВТО работает очень напряженно. Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это озна­чает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств вообще оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства вЖеневе. Крупные государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.

Значительное расширение круга ведения ВТО потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалис­тов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Беларусь в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность «команды» специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал представительства в Женеве – все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Беларусь сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.

Соглашения о ВТО (ст. XI, XII, XIV) предусматривают различные пути присоединения к ней.

В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании ст. XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.

Процедура присоединения к ВТОсущественно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.

Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директо­ра ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании ст. XII. Заявление страны рассматривается Генеральным сове­том, который учреждает Рабочую группу. Обычно мандат Рабо­чей группы содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе ст. XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО.

Вновь присоединяющиеся государства становятся членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована.

Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и пред­лагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме.

Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешне­торговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский).

Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.

Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО (Министерской конференции). Одновременно готовятся проект решения Генерального совета (Ми­нистерской конференции) ВТО и протокол о присоединении, содержащие условия, на которых страна присоединяется к ВТО, доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету (Министерской конференции). Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной. [8]

Такова обычная процедура присоединения. Однако реальное содержание эта процедура приобретет только после того, как она будет проверена практикой. А практика ВТО, продолжая традиции ГАТТ, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в процедурные и процессуальные нормы. Как показала практика приема новых членов ВТО, наблюдается стремление со стороны США, ЕС и ряда других государств ужесточить условия приема новых членов, создав дополнитель­ные обращенные к ним требования, так называемые ВТО плюс обязательства.

Механизм принятия решений в органах ВТОпродолжает существующую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.

Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства на основе интеграционных процессов. Несмотря на различные подходы, идеологию, определения и названия тех или иных интеграционных процессов и группировок в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности.

В историческом аспекте эволюция интеграции проходит несколько основных стадий, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости. С учетом этого можно выделить следующие этапы интеграционного процесса:

1. Преференциальные торговые соглашенияподписываются между странами, когда они делают первые шаги по сближению, предполагают снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле; сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран; межгосударственные органы не создаются.

2. Зона свободной торговли предусматривает отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; свободу межстранового движения товаров и услуг; небольшой межгосударственный секретариат, но достаточно часто обходятся без него, согласовывая основные параметры развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

3. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами, полную свободу их перемещения внутри региона; единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран; межгосударственный орган, координирующий проведение согласованной внешнеторговой политики, постоянно действующий секретариат.

4. Общий рынок возникает тогда, когда интегрирующиеся страны договариваются не только о свободном движении товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения (под защитой единого внешнего тарифа) требует значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, встречах министров финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС – это Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5. Экономический союз предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях – например, валютной, бюджетной. Межгосударственный орган с функциями наднационального регулирования, наделен правом принимать решения по организационным вопросам без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС подобные функции имеет Комиссия ЕС.

В рамках международной экономики интеграция может оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли, либо напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. Для того чтобы оценить, на сколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом.

Институт экономического развития Всемирного банка сформулировал ряд критериев:

1. Региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения,

2. Переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график

3. Либерализация торговли в режимах наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки.

4. Общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза не должен превышать самый низкий тариф, существующий в стране, или даже самый низкий тариф в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ).

5. Правила приема новых членов на различных этапах интеграции должны быть либеральны и не препятствовать их расширению.

6. Правила определения страны происхождения товара должны быть четкими и не являться орудием протекционизма внутри группировки.

7. Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, как обеспечивающим более рациональное использование основных факторов производства.

8. После создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны применяться в отношениях между ее членами, а отношения с третьими странами должны основываться на ясных правилах их применения.