Валютное и налоговое регулирование экспорта и импорта.
Государство с целью защиты своих национальных интересов осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку и создавая благоприятные условия осуществления внешнеэкономической деятельности.
Беларусь обладает огромным внешнеторговым потенциалом. Политика государства направлена на решение следующих задач:
- интеграция страны в мировую экономику;
- совершенствование структуры организации внешней торговли;
- поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;
- диверсификация продукции на уже освоенных рынках;
- вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию.
Для решения этих задач государство использует различные методы, основными из которых являются тарифное и нетарифное регулирование, валютное регулирование и контроль, налогообложение внешнеэкономической деятельности. Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;
- обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;
- обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;
- обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;
- обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования.
Основными методами регулирования внешней торговли являются тарифное и нетарифное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Основой тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 03.02.93 г. и Таможенный кодекс.
Таможенный тарифРеспублики Беларусь является систематизированным сводом ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товаров.
Ставки таможенных пошлин определяются Президентом: Указ №699 от 31.12.07 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин».
Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли (страны - участники СНГ: товары, происходящие из этих стран не облагаются пошлинами при наличии сертификата о происхождении товара формы СТ-1), наибольшего благоприятствования (применяются базовые ставки таможенных пошлин), преференциальные режимы (для развивающихся и наименее развитых стран – понижение базовых ставок на 20-25%) и общий режим (товары, происходящие из стран, с которыми Республика Беларусь не применяет режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых неизвестна, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины).
Нетарифные методы ограничений– это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли.
К этим методам относят:
1. Лицензирование внешнеторговой деятельности – это выдача государственными органами официального разрешения (лицензии) на осуществление ввоза-вывоза отдельных товаров. Выдача лицензии на осуществление экспортно-импортных операций производится Министерством торговли Республики Беларусь. Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий: разовые; генеральные; специальные лицензии образца Европейского Союза для торговли текстильными изделиями.
2. Квотирование внешнеторговой деятельности – это количественное ограничение ввоза-вывоза товаров. По общему правилу, внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Исключение составляют следующие случаи.
1). Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных иди иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь.
2). Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь (алкогольной продукции, табачных изделий, рыбы и морепродуктов).
Распределение квот осуществляется путем организации и проведения открытых конкурсов исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
3. Экспортный контроль- установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля (товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия и т.д.).
4. Введение государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными видами товаров.
5. Установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров (импортный контроль) и др.