Расчет площадей помещений СТО
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные.
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады, а так же технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.д.) На СТО при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены. В состав площадей зон хранения (стоянки) входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок). В состав вспомогательных площадей входят: санитарно-бытовые помещения, помещения администрации, клиентские.
Расчет площадей зон ТО и ТР. Площадь зон ТО и ТР определяется по формуле:
Fз = f а Xз Кп,(18)
где f а–площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Xз – число постов ТО и ТР;
Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Величина Кп зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6-7. При двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания может быть принят равным 4-5.
Расчет складских помещений. Для городских СТО площади складских помещений определяются по удельной площади склада на каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей:
- для склада запасных частей – 32 м2;
- агрегатов – 12 м2;
- материалов – 6 м2;
- лакокрасочных материалов – 4 м2;
- смазочных материалов – 6 м2.
Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобиля на период обслуживания, принимается из расчета 1,6 м2 на один рабочий пост. Для дорожных СТО площадь склада запасных частей и материалов принимают из расчета 5 – 7 м2 на один рабочий пост.
Расчет площадей стоянок
Fх = fо Аст Кп, (19)
где Fо – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Аст – число автомобиле-мест хранения;
Кп – коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
Величина Кпзависит от способа расстановки мест хранения, и принимается равной 2,5 – 3,0
Расчет площадей вспомогательных помещений. Вспомогательные помещения включают в себя: административные, общественные и бытовые помещения.
К административным помещениям относятся кабинеты руководящего состава, помещения инженерно-технических служб, помещения для клиентов.
К бытовым помещениям относятся гардеробы, умывальные, душевые, туалеты, места для курения, пункты питания, комнаты отдыха и пр.
Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 50% работающих по следующим нормам:
- на один кран умывальной комнаты – не более 10 человек;
- на одну душевую кабину – не более 5 человек;
- на один унитаз – не более 20 человек.
Гардеробы рассчитываются так, чтобы число мест хранения одежды было равно числу работающих в наиболее загруженную смену.
Площади бытовых помещений определяются исходя из площади элементов оборудования и проходов шириной 1,25 – 2,0 м или по нормируемой площади пола:
-расстояние между кранами умывальных – 0,8 м;
-площадь пола на один кран умывальной комнаты – 0,7 кв.м;
-размеры душевой – 0,9 х 0,9 м;
-площадь, с учетом раздевалки на один душ – 2,0 кв.м;
-размеры кабины туалета – 0,9 х 1,2 м;
-площадь пола на одну кабину – 2 – 3 кв.м.
Площадь административно-управленческого аппарата принимается 12,0 – 15,0 кв.м
Площадь помещений ИТР рассчитывается из нормы – 6,0 кв.м
Площадь помещений для клиентов рассчитываются на один рабочий пост:
-для малой станции – 8,0 – 9,0 кв.м;
-для средней станции – 7,0 – 8,0 кв.м;
-для крупной станции – 6,0 – 7,0 кв.м;
-для дорожных СТО площадь помещений для клиентов составляет 6,0-8,0 кв.м.
Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей принимается из расчета 6,0-8,0 кв.м на 1000 обслуживаемых автомобилей.