Анализ предприятия как объекта реструктурирования
Цель и структура курсовой работы
Целью курсовой работы «Разработка проекта реструктуризации предприятия» является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, развитие навыков составления схем планирования процесса реструктуризации предприятия.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- всестороннее рассмотрение и анализ исследуемой в теоретической части работы темы;
- выявление причин, способствующих проведению трансформации организации и определение степени критичности ситуации;
- определение вероятности успеха плана реструктуризации.
Курсовая работа выполняется на основе конкретных данных, собранных во время прохождения практики, нормативно-правовых актов, касающихся финансово-экономической работы предприятия, а также информации из периодических изданий.
Структура курсовой работы
Курсовая работа содержит:
Титульный лист
Оглавление
Теоретический раздел, включающий:
· введение;
· обзор литературных источников по теме курсовой работы;
· выводы
Анализ предприятия как объекта реструктурирования
Предложение мероприятий по реструктуризации
Составление реструктуризационного плана и его оценка.
Индивидуальное задание. (Анализ перспектив реструктуризации предприятия с использованием трансфертного ценообразования)
Заключение
Список используемой литературы.
Содержание разделов курсовой работы
Введение(2-3 стр.) должно содержать: актуальность и важность выбранной тематики, причины проведения изменений на отечественных предприятиях, возможные варианты реструктуризации, объект исследования, цели и задачи работы.
Теоретическая часть
Теоретическая часть представляет собой реферат, объемом 20-25 страниц, раскрывающий сущность одного из вопросов, согласно приведенному перечню. Следует рассмотреть степень изученности темы, ее дискуссионность.
Анализ предприятия как объекта реструктурирования
Указанный раздел имеет диагностическую направленность, предполагающую анализ бизнеса за ряд лет (минимум 3 года). Предлагается изложение следующих подпунктов:
1. Краткая характеристика предприятия: историческая справка, юридический адрес, организационно-правовая форма, вид деятельности и т.д.
2.Анализ внешнего окружения предприятия: изучение факторов косвенной среды воздействия на предприятие, их степень влияния, направленность и т.д. В частности, изучаются отраслевая специфика. В разделе предполагается изложение следующих пунктов:
2.1. Описание основных экономических характеристик отрасли, результаты приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Экономические характеристики отрасли
Отраслевой показатель | Описание (значение) |
1. Размер рынка | |
2. Темпы роста рынка | |
3. Прибыльность отрасли | |
4. Стадия жизненного цикла отрасли | |
5. Степень вертикальной интеграции | |
6. Барьеры входа в отрасль | |
7. Характеристика продукции | |
8. Коэффициент эластичности | |
9. Степень загрузки производственных мощностей | |
10. Капиталоемкость | |
11. Материалоемкость | |
12. Трудоемкость |
2.2. Прогнозирование отраслевого рынка: учет изменений внешней среды, выявление благоприятных и неблагоприятных тенденций различными методами прогнозирования;
2.3. Анализ делового окружения предприятия:
2.3.1. Анализ конкурентов
2.3.2. Анализ поставщиков
2.3.3. Анализ покупателей
2.3.4. Стратегические взаимосвязи предприятия с основными контрагентами. Результаты сводятся в таблицу 2.
Стратегические взаимосвязи предприятия с основными контрагентами
Таблица 2
Наименование рассматриваемого аспекта | Характеристика |
Охват потребителей | Какие категории потребителей компания хочет обслуживать? Какие потребительские запросы планирует удовлетворить? |
Географическая координата | В каких регионах компания планирует предлагать свою продукцию? |
Вертикальный охват | Какие связи компания имеет или хочет иметь с поставщиками и заказчиками? |
Стратегические вопросы | В какие виды продукции следует инвестировать? Какие отношения компания хочет развивать с заинтересованными сторонами? |
2.3.5. Составление конкурентного облика предприятия. Требуется заполнить таблицу 3 с учетом наиболее значимых конкурентов. В завершении сделать выводы.
Конкурентный облик компании
Таблица 3
Наименование рассматриваемого аспекта | Исследуемое предприятие | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 |
Ширина товарной серии | Предлагаемый ассортимент | |||
Характеристика продукции | Стиль, дизайн, уникальные свойства и т.д. | |||
Функциональность продукции | Общие показатели работы, надежность и т.д. | |||
Обслуживание | Техническая поддержка, гарантии | |||
Имидж и репутация | Имидж продукции высшего качества, репутация высокого качества обслуживания | |||
Цена | Скидки, формы оплаты |
3. Анализ внутренней среды предприятия.
3.1. Анализ организационного менеджмента. В данном подпункте исследуются: способность руководства контролировать работу организации; реакция на изменения в условиях осуществления деятельности; способность руководства справляться с предкризисными и кризисными ситуациями. Для этого предлагается список вопросов, отражающих действия руководства. Выводы делаются по результатам таблицы 4, в которой против каждого фактора указывается его влияние на организацию.
Анализ менеджмента организации
Таблица 4
Фактор влияния | А | Б | С |
Имеет ли руководство четкую, жизнеспособную стратегию по решению проблем? | |||
Есть ли доказательства единого подхода к решению проблем среди членов руководства? | |||
Имеет ли руководство четкое понимание проблем и берет ли себя ответственность за них? | |||
Имеется ли у предприятия хорошо сформулированный бизнес-план? | |||
Принимает ли руководство меры по обеспечению соотношения между количеством работников и потребностями производства? | |||
Имеется ли в команде руководителей четкое распределение функций, обязанностей и схема подотчетности? | |||
Пользуется ли руководство доверием и поддержкой кредиторов? | |||
Способно ли руководство разработать и реализовать реалистичный и эффективный план реструктуризации? | |||
Итого (количество очков) |
При этом: А – да (серьезное); Б – среднее; С – нет (несерьезное)
В завершении таблицы 4 обобщаются результаты оценки причин, нарушающих (или нет) привычное функционирование организации. Выводы во многом будут определять оценку действий по реструктуризации, сформулированные в реструктуризационном плане;
3.2. Анализ использования трудовых ресурсов (структура кадров, движение кадров, т.д.)
3.3. Анализ производственной деятельности (уровень использования мощностей, контроль качества сырья и готовой продукции, затраты на производство и реализацию продукции, состояние и использование основных средств предприятия, использование материальных ресурсов и запасов, т.д.)
3.4. Анализ финансового состояния (отчет предприятия о прибылях и убытках, анализ активов и обязательств, уровень задолженности основным кредиторам, анализ ликвидности, платежеспособности, рентабельности)
3.5. Анализ маркетинговой деятельности (анализ реализованной и товарной продукции, анализ спроса, стимулирование сбыта и продвижение товаров, применяемые каналы сбыта, т.д.)
3.6. Определение уровня экономической состоятельности предприятия. Проводится экспресс-оценка экономической состоятельности согласно приведенным в таблице 5 уровням.
Уровни экономической состоятельности предприятия
Таблица 5
Уровни экономической состоятельности | Обоз-ния. | Кртаткая характер-ка | Качественная хар-ка эконом. состоятельности |
Абсолютная | А | Предприятие находится в состоянии абсолютного равновесия по всем составляющим в соответствии со всеми критериями оценки | Продукция успешно продается, доля рынка стабильна, объем производства сохранен, обладание значительным рыночным потенциалом, ТЭП не ниже среднеотраслевых и т.д. |
Относительная | О | Предприятие успешно существует в бизнесе, имеются трудности которые успешно преодолеваются, т.к. работает механизм адаптации | Продукция продается, доля рынка не стабильна, но в среднем по наблюдениям поддерживается на определенном уровне, объем производства сохранен, но может наблюдаться снижение с определенные периоды. Техническая и технологическая состоятельность в удовлетворительном состоянии. Финансовые показатели соответствуют среднеотраслевым значениям. |
«Болезнь» | Б | Наличие хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих | Неблагоприятная, тревожная или угрожающая тенденция всех показателей экономической состоятельности по всем функциональным составляющим ниже среднеотраслевого значения. Значительное снижение доли рынка, усиление позиции конкурентов, проблемы с обеспечением предприятия ОПФ, сырьем, материалами, кадрами. Тяжелое финансовое положение, показатели платежеспособности ниже среднего, снижение деловой активности. |
«Кризис» | К | Параметры всех составляющих достигли критических значений. | Потеря доли рынка, потребителей, невостребованность продукции на рынке при отсутствии спроса, неэффективное использование ОПФ, отсутствие возможности изменить ситуацию в лучшую сторону. Техническая и технологическая несостоятельность, отсутствие платежеспособности, отсутствие финансового потенциала. |
Ориентируясь на предложенную классификацию и рассчитанные ранее показатели, заполнить таблицу 6 и построить профиль экономической состоятельности
Профиль экономической состоятельности
Таблица 6
Наимен-е показателя (темп роста/снижения), % | |||||||
База (n) | Последующий период (n+1) | …. | А | О | Б | К | |
Рыночная состоятельность | |||||||
1. доля рынка | |||||||
2. объем производства | |||||||
3. спрос на продукцию | |||||||
4. численность конкурентов | |||||||
5. соотношение доли рынка к емкости рынка | |||||||
Производственная состоятельность | |||||||
1. износ ОС | |||||||
2. соотношение обновления/выбытия ОС | |||||||
3. фондоотдача | |||||||
4. производительность труда | |||||||
5. использование производственной мощности | |||||||
Финансовая состоятельность | |||||||
1. рентабельность продаж | |||||||
2. рентабельность активов | |||||||
3. рентабельность СК | |||||||
4. валовая прибыль | |||||||
5. коэффициент ликвидности |
В итоге делается вывод по построенному профилю о жизнеспособности предприятия.