Организация работ по совершенствованию СМК
Согласно стандарту ISО 9000:2000 принциппостоянного улучшения деятельности организации в целом (следовательно, и ее СМК) является одним из 8 основополагающих принципов менеджмента качества. При реализации этого принципа следует руководствоваться рекомендациями по улучшению СМК, приведенными в стандарте ISО 9004:2000. Суть этих рекомендаций в том, что все системы и процессы организации должны постоянно подвергаться измерениям, анализу и улучшениям. Этим должны заниматься рабочие команды процессов, все члены коллектива под руководством владельцев и при общей координации руководства организации. Непрерывное совершенствование приводит к годовому улучшению бизнеса всей организации на 10-20 % [59].
Если говорить о процессах жизненного цикла, то особое внимание следует уделять этапу исследований и разработки продукции. Это связано с известным принципом возрастания на порядок затрат на качество с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, поставке продукции, а затем к ее эксплуатации1, то есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1 тыс. рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика — в 100 тыс. рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1 млн рублей, если вообще окажется возможным.
Исследования издержек по обеспечению качества в отечественном машиностроении приводит к аналогичным результатам1. Они иллюстрируются данными, которые представлены в табл. 2.17.
Таблица 2.17.Влияние суммарных затрат по этапам жизни изделия на обеспечение уровня качества
Этап жизни изделия | Доля в суммарных затратах (в %) | Влияние этапа на суммарные затраты (в%) |
Исследования и разработка | 1-6 | 60-80 |
Производство | 40-45 | 5-10 |
Доведение до ввода в эксплуатацию | 5-15 | 20-30 |
Эксплуатация | 40- 54 | 15- 25 |
Основные принципы и методы непрерывного совершенствования качества были сформулированы ведущими в своих отраслях американскими компаниями АТ&Т, Avon, «Корпинг Гласе», General Motors, IВМ, Polaroid.
1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
2. Создание руководящего совета по улучшению качества.
3. Вовлечение всего руководящего состава.
4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.
5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.
6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.
7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.
8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.
9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.
10. Создание системы признания заслуг исполнителей.
Эти направления отражают суть организационно-экономических основ непрерывного улучшения качества.
Примерно с 1980-х годов начали развиваться и все шире использоваться методы радикального совершенствования организации. Их называют также методами совершенствования бизнес-процессов (СВП). Они носят кратковременный характер и направлены на совершенствование одного или нескольких бизнес-процессов – в основном в области менеджмента, например управление затратами, закупками, оформлениемзаказов, транспортированием продукции или полуфабрикатов, складированием продукции, отношениями с поставщиками и потребителями, проектированием продукции и процессов и др.
Дело в том, что если производственные процессы в 1950-80-е годы энергично развивались и могли уже обеспечить ноль дефектов или несколько единиц отклонений на миллион изделий, то бизнес-процессы управления практически не изменились с начала XX века и ошибка в 20 % считалась вполне приемлемой. В результате БП менеджмента стали тормозом развития организаций и было предложено несколько методов их радикального (на 300-1500 %) улучшения за короткий срок (2-6 месяцев) [58, 59].
Эта методология объединяет такие подходы, как сравнительная оценка (бенч-маркинг), обновление (реинжиниринг) процессов, целенаправленные улучшения, разработка новых процессов, инновационные процессы, определение затрат, связанных с деятельностью, и анализ картины в целом, в один логический путь внесении радикальных и быстрых изменений и единый бизнес-процесс. Согласно опросу производственных организаций Японии, Германии и США СБП признано наиболее важным подходом, используемым во всем мире в целях улучшения организаций 157]. В числе наиболее эффективных методов были названы также анализ видов и последствий отказов РМЕА (Япония), анализ Парето (Германия). статистический контроль процессов (США).
Самое важное различие между методологией СБП и непрерывным совершенствованием состоит в том, что последнее нацелено на исключение и предотвращение ошибок, а первое фокусируется на том, чтобы сразу делать вещи правильно.
СБИ — это систематическое использование межфункциональных команд для анализа и совершенствования методов работы организации путем повышения эффективности, производительности и адаптируемости организационных процессов.
Совершенствование бизнес-процессов даст вашей организации эффекты, приведенные в табл. 2.18 [57].
Таблица 2.18.Эффекты совершенствования бизнес-процессов
Повышение | Уменьшение |
Эффективность. Производительность. Удовлетворенность потребителя. Моральный климат. Адаптируемость | Стоимость. Время цикла. Вариации. Конфликты между отделами. Бюрократизм |
Вот типичные примеры улучшений, достигнутых при использовании СБП [17, 57];
• выходное качество улучшено на 1000 %;
• накладные расходы снижены на 30-50 %;
• время цикла уменьшено на 40-60 %;
• время доставки снижено от недель до часов;
• на 100 % выросло число идей, генерируемых работниками, и на 50 % улучшилось их качество;
• мощность возросла на 40-60 %;
• запасы сократились на 50-70 %.
Опыт показал, что применение СБП даже к одному процессу оказывает большое влияние на всю организацию и создает значительные разрушения в ней, а более чем к трем процессам — порождает тенденцию выхода организации из управляемого состояния. С учетом этого, несмотря на высокую эффективность СБП для отдельных процессов, в целом для организации непрерывное совершенствование может оказаться более полезным. Перспективным является одновременное использование обоих подходов.
Предположим, что за год организация, которая имеет порядка 500 внутренних БП, улучшила на 1000 % 3 процесса из 500. При этом деятельность организации в целом стала лучше лишь на 6 % (рис. 2.27) [57].
036 Месяцы
--------- непрерывное совершенствование;
радикальное совершенствование;
без совершенствования;
— - — непрерывное и радикальное совершенствование
Рис. 2.27.Изменения показателей при непрерывном и радикальном совершенствовании, а также без совершенствования и при использовании обоих его видов
Сравним эти результаты с методологией непрерывного совершенствования, которая применяется ко всем 500 процессам и дает в год улучшение на 15 %. Можно видеть, что методология непрерывного совершенствования превосходит методологию СБП на 9 % в год и дает превосходство над конкурентами в 10 %. Такое преимущество объясняется тем, что все сотрудники работаютнад улучшением всех производственных и бизнес-процессов.
Если организация не совершенствуется, она на рынке не остается на месте, а сползает вниз со скоростью 5-10 % в год по сравнению с конкурентами, поскольку они совершенствуются (см. рис. 2.27).
При объединении радикального и непрерывного совершенствования результирующее улучшение превышает непрерывное на 60 % в год (см. рис. 2.27). Именно по этой причине организации следует использовать оба вида совершенствования, если она действительно хочет стать самой лучшей.
Приведенный в табл. 2.19 перечень показывает различия в методах подхода организаций к непрерывному и радикальному совершенствованию.
1.Выбор стратегии совершенствования производится руководством организации на основе анализа состояния дел в организации.
Таблица 2.19.Непрерывное и радикальное совершенствования
Характеристика изменения | Непрерывное совершенствование | Совершенствование бизнес-процессов (СБП) |
Цель | Выявление ошибок | Совершенствование процессов |
Длительность | Долгосрочная | Краткосрочная |
Уровень перемен | Постепенный | Радикальный |
Размер перемен | Малые шаги | Большие шаги |
Влияние улучшений | Непрерывное и нарастающее | Скачкообразное |
Тип перемен | Постоянный и постепенный | Неровный и резкий |
Проводники перемен | Все сотрудники | Команды |
Подход | Создание команд и решение проблем на основе консенсуса для поддержания своего состояния и совершенствования | Инновационные команды и индивидуализм, используемые для критического анализа и реконструкции |
Усилия | Легко начать, трудно поддерживать | Трудно начать, но для поддержания нужно мало усилий |
Технология | Решение проблем, здравый смысл, общие знания | Новые изобретения, рационализация, информационная технология |
Исходный акцент | Люди | Технология |
Использование | Эффективно всегда | Наиболее эффективно в условиях быстро растущей экономики |
Размер улучшений | 10-20% в год | 200- 1000% на улучшаемый процесс |
Методология радикального совершенствования бизнес-процессов (СБП) может быть разделена на 5 подпроцессов, называемых фазами [57].
Фаза I.Организация работ по совершенствованию. Административная команда по совершенствованию обучается методологии СБП, выбирает критические процессы и назначает их владельцев. Владелец процесса формирует команду совершенствования процесса (КСП), которая устанавливает границы процесса. измеряемые параметры для всего процесса, идентифицирует цели совершенствования процесса и разрабатывает план проекта.
Фаза II. Понимание процесса.К сожалению, большинство бизнес- процессов не документировано, а если они документированы, то часто не следуют этой документации. В течение этой фалы КСП проводит анализ су шествую те го процесса («как он есть»), проверят соответствие действующим процедурам, собирает данные о затратах и времени цикла и согласует ежедневную деятельность с процедурами.
Эта фаза содержит 6 действий;
· построение диаграмм (блок-схем) потоков процесса;
· подготовка имитационной модели;
· систематический осмотр процесса;
· анализ стоимости процесса и времени цикла;
· внедрение быстрой оснастки;
· согласование процесса с процедурами.
Цель фазы II — детальное изучение процесса и его составляющих (стоимости, времени цикла, времени обработки, интенсивности ошибок и т. д.). Диаграмма потоков и имитационная модель существующего процесса (модель процесса «как он есть») пригодятся для его совершенствования в ходе фазы III.
Фаза III. Рационализация процесса.Чтобы понять разницу между перепроектированием процесса, бенчмаркингом и разработкой нового процесса (реинжиниринг процесса), сконцентрируем внимание на фазе III, где применяются все эти 3 методологии.
Фаза рационализации наиболее важна для совершенствования бизнес-процессов. Именно здесь отрабатывается методология СБП, реально используются созидательные способности членов КСП.
Фаза рационализации состоит из 6 действий (рис. 2.28);
· перепроектирование процесса;
· разработка нового процесса;
· бенчмаркииг;
· анализ улучшений, затрат и риска;
· выбор предпочтительных процессов;
· предварительное планирование внедрения.
В этой фазе используются 3 различных подхода.
1. Перепроектирование процесса (целенаправленные улучшения, реинжиниринг процесса).
2.Разработка нового процесса (инновационный процесс).
3.Бенчмаркинг.
Перепроектирование прогресса. При этом подходе (табл. 2.20) в существующем процессе устраняют различные потери, одновременно уменьшая время цикла и улучшая эффективность. После того как схема потоков процесса перестроена, для максимизации способности процесса к повышению эффективности, производительности и адаптивности используют автоматизацию и информационную технологию. Перепроектирование процессов иногда называют сфокусированным улучшением, так как здесь усилия концентрируются на существующем процессе. Перепроектирование приводит к улучшениям, колеблющимся в диапазоне 300-1000 %.
Разработка нового процесса. Методология проектирования нового процесса начинается с создания модели идеального процесса. Затем разрабатывается новый процесс, реализующий эту модель. При этом учитываются самые последние достижения в механизации, автоматизации, компьютеризации и информационных технологиях, какие только доступны, что приводит к улучшениям на 700-2000 %. Разработку нового процесса иногда называют процессом инноваций, так как его успех в значительной степени основывается на инновациях и творчестве членов КСП, либо реинжинирингом процесса
.
Бенчмаркинг. Этот очень популярный инструмент позволяет сравнить существующий процесс с самым лучшим аналогичным процессом в одной или различных отраслях.
Не все процессы проходят через перепроектирование, разработку новых вариантов и бенчмаркинг. В зависимости от обстоятельств используется одна, две или все три упомянутые методологии.
Наиболее часто применяется перепроектирование процессов, потому что при этом обычно ниже риски и меньше затраты. Типичные результаты такого подхода - улучшение на 200-1000 % приблизительно для 70 % бизнес-процессов.
Разработка нового процесса, обеспечивая наибольшую степень улучшений, требует наибольших расходов и времени для внедрения, но предполагает высокую степень риска. Часто разработка нового процесса включает структурную перестройку отделов и оказывается весьма разрушительной для организации. Большинство организаций способно эффективно внедрить только одно изменение такого масштаба за один раз.
Бенчмаркинг обеспечивает апробированную методику измерения показателей, которую можно использовать для оценки и выбора ряда альтернатив. Бенчмаркинг полезен приблизительно в 10 % случаев.
Фаза IV. Внедрение, измерения и контроль. На этой фазе команда занимается «монтажом» выбранного процесса, систем измерения и контроля. Новые системы измерения и контроля должны обеспечить обратную связь с сотрудниками, чтобы они ощутили результаты уже достигнутых улучшений и совершенствовали процесс дальше.
Эта фаза состоит из следующих 5 действий:
· окончательное планирование внедрения;
· внедрение нового процесса;
· создание систем измерения в процессе;
· создание системы данных обратной связи;
· определение стоимости плохого качества.
Фаза V. Непрерывное совершенствование. Теперь, когда показатели процесса претерпели радикальные изменения, нужно продолжать совершенствовать процесс, но обычно с намного меньшей скоростью (на 10-20 % в год). Во время этой части цикла владелец процесса будет проводить мониторинг эффективности, производительности и адаптируемости всего процесса. Команды совершенствования в отделах (естественные рабочие группы), каждая в сфере своей деятельности,