Выбор целей и стратегии создания СМК

Возможные цели организации при создании СМК в соответствии с требованиями стандартов 15О серии 9000:2000 перечислены в пункте 2.2.1. Совокупность этих це­лей может быть сформулирована как «повышение эффективности деятельности организации». При этом при необходимости после достижения этой цели может быть поставлена задача сертификации СМК. В целом, это первая цель организации. Возможна и вторая цель — стандарты внедряются только для сертификации СМК. К сожалению, вторая цель наиболее характерна для предприятий СНГ, что и привело к низкой эффективности СМК на основе стандартов ISO 9000:1994 [10]. Поясним, почему создание СМК с первой целью наиболее продуктивно. При этом основное внимание уделяется не соблюдению формальных требований к СМК, которые затем будут проверяться при ее сертификации, а обеспечению эффектив­ности СМК и организации в целом, что требует:

• внедрения наиболее рационального состава документов;

• объективного внутреннего аудита, самооценки, анализа, выработки обоснованных решений на основе полученных фактов;

• выделения необходимых ресурсов как на создание и функционирование СМК, так и на реализацию корректирующих и предупреждающих действий по совер­шенствованию СМК;

• решения вопросов организации производства и применения прогрессивных технологий как основы конкурентоспособности организации.

Если организация при создании СМК ставит перед собой вторую цель, то это приводит лишь к созданию документации, некоторых организационных структур, но не отражается на результатах деятельности организации, то есть расходы на со­здание СМК не окупаются, в организации пропадает вера в руководство, в свои возможности выйти из кризиса. Это только усугубляет проблемы организации.

На начальной стадии внедрения стандартов ISO серии 9000:2000 существенным является выбор правильной стратегии. Варианты такой стратегии показаны на рис. 2.24. Ряд авторов и консалтинговых организаций в области качества [54, 55] ре­комендуют одновременно внедрять стандарты ISO 9001 и ISO 9004 версии 2000 года, то есть применить стратегию по варианту III.

Как известно, стандарты ISO 9001 и 18О 9004 новой версии составляют взаимо­связанную пару стандартов, их структура и содержание согласованы существенно лучше, чем в стандартах версии 1994 года.

Стандарт ISO 9001:2000 содержит минимум требований,нацеленных на удов­летворение запросов потребителей. Он предназначен для применения в контрактных ситуациях и при сертификации системы менеджмента качества (СМК).

Стандарт ISO 9004:2000 - это рекомендации по постоянному совершенствованию деятельности организации. Он ориентирует на удовлетворение потребностей всех сторон, заинтересованных и деятельности организации (акционе­ров, владельцев, работников, общества и др.). Именно в стандарте ISO 9004:2000 в большей степени реализованы подходы ТQМ. Многие положения этого стан­дарта выходят за рамки ISO 9001. Например, только в ISO 9004 в число процес­сов СМК включены процессы управления такими видами ресурсов, как финан­совые, природные, информационные. Если в стандарте ISO 9001 используетсятермин «результативность» (степень достижения поставленной цели), то стан­дарт ISO 9004 нацеливает организацию на повышение «эффективности» (соотношение результата и затраченных ресурсов)

Перечень основных потребно* н'и строп приведен и 1абл. 2.13.

Таблица 2.13.Запросы и ожидания заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны Запросы, ожидания
Потребители (заказчики и конечные пользователи) Качество продукции. Цена продукции Дисциплина поставок. Обслуживание продукции
Собственники (владельцы), акционеры, инвесторы Положительная динамика прибыли. Окупаемость инвестиций Наращивание стоимости организации. Увеличение доли рынка
Персонал Рост заработной платы. Служебный рост Удовлетворенность работой Социальные гарантии занятости Комфортные условия труда
Поставщики и партнеры (дилеры, дистрибуторы, посредники) Взаимовыгодные отношения. Стабильность и рост заказов
Государство Создание дополнительных рабочих мест. Рост платежей в бюджет и внебюджетные фонды Соблюдение законов
Общество в целом и регион, где расположен.а организация Охрана окружающем среды Сохранение >нер1ии и естественных ресурсов. Безопасность. Охрана здоровья. Решение социальных проблем

Если СМК разрабатывается на основе существующей СМК, согласно стандар­там ISО серии 9000 версии 1994 года, нужно учесть следующее. Различия между двумя версиями стандартов составляют около 40 %, и они весьма существенны [54.62].

На концептуальном уровне систему качества по новой версии стандартов ISО серии 9000 от системы по этим стандартам версии 1994 года отличают сле­дующие 4 момента.

1. Для описания и построения системы качества принят «процессный подход».Соответственно она представлена 4 взаимосвязанными блоками процессов (вместо 20 элементов, предусмотренных предыдущей версией стандартов).

2. Введены требования, способствующие раскрытию целей в области качества по уровням, функциям и процессам организации, а также измеримости целей и результатов процессов.

3.Включенаконцепция постоянного улучшения, что обеспечивает большую динамику в повышении эффективности системы.

4. Более четко определена необходимость реализации цикла Деминга (РDСА) как на уровне СМК в целом, так и при управлении каждым процессом.