Введение.

После общей характеристики организации и ее продукции приводится порядок разработки, утверждения, хранения, внесения изменений в РК. Часто РК разрабаты­вается отделом качества, обсуждается на Совете по качеству, утверждается генераль­ным директором, хранится в АСУД СМК, печатные экземпляры нумеруются, ре­гистрируются в делопроизводстве, выдаются под роспись согласно листу рассылки. Необходимость внесения изменений в РК определяется высшим руководством. Все изменения в РК регистрируются и архивируются в АСУД СМК. Периодическая про­верка РК производится высшим руководством не реже 1 раза в год с регистрацией этого факта в папке АСУД СМК «Анализ СМК высшим руководством». Руководи­тели подразделений обеспечивают изучение РК персоналом подразделений под рос­пись в листе ознакомления, хранящемся вместе с данным экземпляром РК.

Общие положения.

В основе построения СМК обычно лежат 8 известных принципов менеджмен­та качества (см. пункт 1.7.2). К ним могут добавляться как некоторые общие прин­ципы (например, измеримость и управляемость всех процессов, объектов и ре­сурсов), так и специальные принципы, отражающие особенности организации.

К объектам управления СМК могут относиться вся продукция, ключевые процес­сы, отношения с потребителями и поставщиками либо лишь некоторые из перечис­ленных объектов. Согласно п. 1.2 [1], исключения возможны, если они не повлияют на способность организации обеспечить качество продукции. Принятые исключения могут быть вызваны спецификой организации и должны быть обоснованы.

Организационная структура СМК иллюстрируется одной или несколькими схе­мами (примеры их приведены на рис. 2.15) и описывается. В описании указываются обязанности основных руководителей и исполнителей организации, обеспечивающих функционирование СМК (генерального директора, заместителя генерального директора — представителя руководства по качеству, начальника

 

 
 

Мониторинг СМК может осуществляться либо специальной группой в службе (от­деле) качества, либо с помощью АСУД СМК. В первом случае все владельцы процес­сов СМК должны с разной периодичностью давать этой группе информацию о ходе процессов, возникновении проблем с обеспечением требований потребителя, качества продукции. Во втором случае эта информация поступает в специальный подраздел «Служба качества» АСУД СМК. Эта информация обрабатывается службой качества и передается заинтересованным лицам, в частности представителю руководства по ка­честву, техническому директору и др. Организация мониторинга процессов СМК — важное условие обеспечения ее эффективности 11].

Процедуры. В первую очередь приводится общая структура документации СМК (рис. 2.17). Затем даются общие требования к оформлению и содержанию основных документов СМК (документированных процедур (ДП), стандартов предприятия (СТП) и др.), приводится перечень этих документов, действующих в организации, или их краткое описание.

Необходимо указать правила введения в действие и срок действия каждого до­кумента. Например, ДП «Анализ контракта» относится к каждому конкретному контракту и вступает в действие либо автоматически на срок заключения кон­тракта, либо по приказу генерального директора. Здесь же необходимо привести правила утверждения, анализа, актуализации документов, обеспечения иденти­фикации изменений, наличия версий документов в пунктах пользования, сохран­ности документов. Удобнее решать все эти вопросы с помощью АСУД СМК [39].

Процессы.Информация об основных процессах СМК, их взаимодействии, под­держке управления этими процессами различными документами может быть пред­ставлена в виде схем. Примеры таких схем показаны на рис. 2.18, также см. рис. 2.19. Достоинством первой схемы (см. рис. 2.18) [42] является ее большая информатив­ность. Она содержит данные не только о самих процессах и их взаимодействии, но и о владельцах процессов, необходимых ресурсах, документации, оценке их результа­тивности.

Краткое описание процесса в РК может содержать следующие вопросы.

1. Название, цели процесса.

2. Область действия процесса.

3. Входы и выходы процесса.

4. Управление процессом (владелец процесса, ответственные за его реализа­цию и др.).

При описании всех этих вопросов делаются ссылки на соответствующие доку­менты СМК, в которых эти вопросы рассмотрены более подробно.

Изменения.Этот раздел содержит Лист регистрации изменений Руководства по качеству. Возможная форма этого Листа показана в табл. 2.8 [39]. В соответ­ствии с порядком управления РК, описанном в разделе «Введение* РК, после на­копления определенного числа или объема изменений высшее руководство орга­низации принимает решение о переиздании РК.