Разделы фонетики.

Звуки речи – это самые краткие звуковые единицы, на которые членятся слова. С физической точки зрения звуки речи являются звуковыми волнами, как и все остальные звуки. Почему же, слушая стук топора, шум машины и т.д. мы остаемся чаще всего равнодушны к ним, но сразу же реагируем на слова, которые произносит наш собеседник. В чем своеобразие звуков человеческой речи и что их отличает от других звуков?

Особенность звуков речи в том, что они и их сочетания образуют звуковую сторону слова и через слово участвуют в передаче нам определенного смысла. Подобное изучение звуков, (т.е. с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции) представляет собой один из аспектов фонетики – лингвистический (или функциональный). Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания – фонология (греч. phōne + logos учение).

Изучая звуки речи, можно исследовать тот аппарат, который производит эти звуки т.е. речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим). Изучением данного аспекта занимается артикуляторная фонетика. Каждый звук, произносимый нами в речи, является не только результатом определенной работы человеческого организма, но и объектом слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Изучением особенностей восприятия речи человеком занимается перцептивная фонетика.

Звуки речи могут изучаться со стороны их физических свойств, например, силы, тембра, высоты. Такой аспект изучения звуков речи называется акустическим, т.к. изучением звуков занимается раздел физики – акустика (греч. аcustikos – слуховой). Так, акустическая фонетика берет во внимание акустический аспект образования звуков речи, изучает объективные характеристики звуковых явлений (тон, шум, высоту, силу, тембр).

Кроме того, существует несколько видов фонетики: общая и частная, историческая и описательная, теоретическая и практическая, сравнительная и экспериментальная.

Частная фонетика изучает фонетическую систему каждого конкретного языка. Если при этом фонетическая система изучается в определенный этап развития языка, то мы имеем дело с описательной(синхронической) фонетикой. Если изучается развитие фонетических явлений языка, то это историческая (диахроническая) фонетика (она изучает фонетические явления с точки зрения их возникновения, развития, изменения, исчезновения).

Общая фонетика является частью общего языкознания. Общая фонетика изучает природу звука речи как единства трех аспектов (акустического, биологического (артикуляционный + перцептивный) и функционального). В область общей фонетики входит: учение о фонеме, учение о слоге, общая теория ударения и интонации, звуковые законы, теория графики и орфографии на основании данных целого ряда языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают теоретическую и практическую фонетику.

Теоретическая фонетика решает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка, изучает условия образования звуков, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока того или иного языка. Если при этом теоретическая фонетика сравнивает явления двух языков – она становится сравнительной. Сравнительная фонетиказанимается сопоставительным изучением фонетических систем нескольких языков.

Практическая фонетикаопирается на положения теоретической фонетики. Практическое изучение языков имеет большое значение, например, для постановки правильного произношения звуков родного и иностранного языков, в орфографии, в деле создания алфавитов для бесписьменных языков. Данные практической фонетики используются в логопедии, в сурдопедагогике (при обучении звуковому письму глухонемых).

Изучением звуков речи при помощи специальных приборов занимается раздел фонетики – экспериментальная фонетика.Экспериментальная фонетика использует все виды фонетических исследований в той ли иной степени связанных с постановкой экспериментов. Экспериментальная фонетика пользуется следующими методами:

1) методом самонаблюдения, т.е. внимательным вслушиванием в произносимый звук и повторением этого звука самим экспериментатором с одновременным контролем за органами речи;

2) методом палатограмм – отпечатков, фиксирующих области касания языка с твердым небом;

3) методы рентгенографии позволяют получить комплексное изображение артикуляционной картины звука, однако являются опасными для здоровья говорящего и кроме того, нарушают естественность артикуляции; поэтому эти методы не получили широкого распространения;

4) методом осциллографии. Осциллограмма речевого сигнала представляет собой график, который показывает, как изменяется амплитуда звукового давления во времени при произнесении звука;

5) методом спектрографии для исследования тембральных характеристик звука;

6) современные методы исследования артикуляции сочетают возможности электротехнической аппаратуры и компьютерной техники. К примеру, электромагнитное излучение и компьютерная томография обеспечивают трехмерное изображение речевого тракта и данные об изменении его параметров.