В настоящее время предлагается различить индивидуальный и групповой риск.

Индивидуальный риск - характеризуется опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Групповой (социальный) риск - это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

В настоящее время выделяют четыре методических подхода в определении величины риска:

- инженерный, опирающийся на статистику событий и расчет их частот вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности;

- модельный, основанный на построение моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные группы и т.п., путем расчета;

- экспертный, основанный на опросе опытных специалистов (экспертов) о вероятности реализации опасности;

- социологический, основанный на опросе населения или больших групп людей о вероятности реализации опасности.

 

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические и политические аспекты (проблемы) и представляет некоторый компромисс, между уровнем безопасности и возможностью его достижения.

 

Величину риска можно снизить за счет управления риском.

Управление риском - это перевод «системы» из более опасного состояния в менее опасное состояние. Управление риском можно осуществить за счет вкладывания денежных средств в трех направлениях:

- совершенствование технических систем безопасности;

- подготовка высоко квалифицированного персонала;

- совершенствование управления при ЧС и их ликвидации.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I – предварительный анализ опасностей (ПАО).

Шаг 1. Выявление источников опасности.

Шаг 2 . Определение части системы, которые могут вызывать эти опасности.

Шаг 3. В вести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.