Бестранспортные системы разработки

При бестранспортных системах отработки вскрышные породы в основном складируются в выработанное пространство (внутренний отвал).

При этих системах перемещение пустых пород в выработанное пространство осуществляется вскрышными экскаваторами типа прямой механической лопаты или драглайном. На рис. 253 из Борисова показана схема бестранспортной системы с перелопачиванием в выработанное пространство драглайном. Детали простой бестранспортной системы приведены на рис. 254 из Борисова.

1 – внешняя отдельная фланговая траншея; 2 – съезд для экскаватора (въездная траншея на добычной горизонт, если транспортирование будет вестись по почве пласта); 3 – широкая разрезная траншея; 4 – пустые породы на нерабочем борту; 5 – разрезная траншея по руде (проходится добычным экскаватором).

Часто для обеспечения второго выезда из карьера на другом фланге месторождения также проходят въездную траншею 6.

В этом случае если длина фронта работ достаточна, уступ делят на два блока с одновременным производством вскрышных и добычных работ в разных блоках.

В тех случаях, когда мощность вскрыши значительна и параметры вскрышного экскаватора недостаточны для полного размещения породы в выработанном пространстве, применяют системы с кратной перевалкой пустых пород (рис 255 из Борисова). Иногда (особенно при разработке россыпных месторождений) вскрышные и добычные работы выполняют одним драглайном попеременно. Такой вариант бестранспортной системы называется «экскаватор – карьер».

Основными достоинствами бестранспортных систем является низкая себестоимость 1 т руды, простота производства работ, особенно при схеме «экскаватор – карьер».

Применение мощных вскрышных экскаваторов значительно расширяет область применения этой системы разработки. Драглайны с емкостью ковша более 10 м3 можно применять и на экскавации скальных пород, предварительно разрыхленных взрывом.

Недостаток систем – жесткая взаимосвязь между вскрышными и добычными работами, не позволяющая создать большие запасы руд, готовых к выемке.

Транспортно-отвальные системы разработки

При транспортно-отвальных системах разработки для перемещения вскрыши в выработанное пространство применяют консольные отвалообразователи или транспортно-отвальные мосты. Вскрышные и добычные работы ведут многочерпаковыми экскаваторами (цепными или роторными), реже применяют прямые мехлопаты.

Схема системы разработки с перемещением породы во внутренние отвалы консольным отвалообразователем приведена на рис. 256 из Борисова. (он состоит из ходовых тележек 1, с металлоконструкциями 2, которые служат основанием для конвейера. Экскаватор 3 грузит породу в бункер 4 отвалообразователя, и ленточный конвейер перемещает породу в отвал 5.Отвалообразователи выпускают на гусеничном и шагающем ходу.

Обобщенные показатели консольных отвалообразователей:

- длина отвальной консоли, м – 40 – 180;

- высота разгрузки от уровня установки, м – 10 – 60;

- ширина конвейерной ленты, мм – 900 – 2000;

- общий вес отвалообразователя, т – 100 – 2000;

- производительность, м3/ч – 300 – 5500.

Достоинства – отработка месторождений с большой мощностью вскрыши (до 30 – 50 м).

Недостатки – жесткие условия применения (пологие залежи относительно небольшой мощности, при мягких вскрышных породах).

Транспортно-отвальные мосты (рис. 257 из Бор.)

Отличаются от консольных наличием длинной мостовой фермы 1, расположенной на самоходных опорах, - забойной 2и отвальной -3.

Высота опор должна допускать размещение под мостовой фермой добычного оборудования. Опоры моста передвигаются вдоль уступов карьера по многониточным рельсовым путям 4.Транспортно-отвальные мосты работают в сочетании с многочерпаковыми экскаваторами, порода от которых поступает на ленточный конвейер моста и в конце консольной фермы 5разгружается в отвал.

Характеристика крупного отвального моста

- общая длина, м – 336

- длина отвальной консоли -, м – 140

- расстояние между опорами моста, м – 175 + 15

- наибольшая высота отвала, м – 14

- скорость хода, м/мин – 6

- ширина главного конвейера, мм – 1800

- вес моста, т – 3000

- теоретическая производительность, м3/ч ( в целике) – 3300.