Глава 13. Общие положения

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

 

Глава 13. Общие положения

 

Статья 209. Содержание права собственности

1. Право собственности представляет собой наиболее широкую совокупность правомочий его обладателя, которая включает в себя:

владение - фактическое обладание вещью, объектом права;

пользование - извлечение из объекта собственности полезных свойств;

распоряжение - определение дальнейшей судьбы объекта собственности.

Право собственности реализуется владельцем самостоятельно по собственному усмотрению. Оно не должно нарушать прав и законных интересов иных лиц. В отношении права собственности на землю и иные природные ресурсы необходимость соблюдения прав и законных интересов третьих лиц сопряжена с обязанностью охранять окружающую среду и не причинять ей вред.

Имущество физического или юридического лица состоит из:

различного рода вещей (квартира, здание, автомобиль);

обязательственных прав;

исключительных прав и т.п.

Каждая вещь и каждое право защищаются отдельно. Исключение из общего правила составляет предприятие, которое признается единым имущественным комплексом и как объект вещного права может включать:

собственно вещи (земельный участок, здания, станки и т.п.);

имущественные права (например, права требования);

долги, ложащиеся на данный имущественный комплекс.

2. Собственник свободно распоряжается принадлежащими ему на данном праве объектами, реализуя отдельные правомочия либо всю их совокупность. Закон не ограничивает свободу собственника по реализации принадлежащих ему правомочий. Он не вправе своими действия нарушать закон. В случае такого нарушения уполномоченный орган вправе требовать устранения указанного нарушения и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения.

Передача части или всего комплекса полномочий собственника, в том числе в доверительное управление не может рассматриваться в качестве основания для изменения или прекращения объема его правомочий. Срок договора аренды, заключенного доверительным управляющим не может превышать срок доверительного управления, если собственник не дал своего согласия на более длительный срок. Практическая реализация правомочий собственника доверительным управляющим носит срочный характер и ограничивается сроком доверительного управления переданным ему имуществом.

3. Судебная практика:

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.97 N 21;

постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 495/11 по делу N А46-19789/2009;

постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-3992/14 по делу N А60-30638/2013;

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А49-7321/2013;

апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 25.06.2014 по делу N 33-1827/2014;

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2014 по делу N А68-2017/2014;

решение Кимовского городского суда Тульской области от 15.07.2014 по делу N 2-508/2014.

 

Статья 210. Бремя содержания имущества

1. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности.

Нередко случаи изменения общего порядка несения бремени содержания имущества предусматриваются и договорами аренды, в том числе аренды недвижимого имущества и транспортных средств.

2. Судебная практика:

постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2014 по делу N А13-6982/2013;

постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А33-4541/2014;

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 г. N 18АП-6822/2014 по делу N А76-23195/2013;

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2014 по делу N А53-29727/12;

решение Арбитражного суда Магаданской области от 09.07.2014 по делу N А37-1082/2014;

решение Борского городского суда Нижегородской области от 08.07.2014 по делу N 2-2004/2014.

 

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

1. По общему правилу риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. Такие риски в рамках нормативных предписаний или условий договора могут быть возложены и на иное лицо, например, на арендатора имущества или страховую организацию.

2. Судебная практика:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А56-55568/2013;

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 г. N 09АП-10810/2014 по делу N А40-174967/13;

решение Никольского районного суда Пензенской области от 02.06.2014 по делу N 2-258/2014;

решение Шимановского районного суда Амурской области от 14.05.2014 по делу N 2-317/2014;

решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2014 по делу N А57-1202/2014.

 

Статья 212. Субъекты права собственности

1. Конституция РФ гарантирует равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Указанные формы собственности обладают равным правовым статусом, им гарантирована равная защиты со стороны государства.

Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

2. В отношении приобретения или прекращения права собственности на отдельные виды объектом могут быть установлены исключительно законом, т.е. никакой иной орган или субъект не вправе принимать решение о введении ограничений и закреплении особенностей, если они не предусмотрены действующим законодательством.

Закон может определять перечень объектов, для которых исключены отдельные виды права собственности. Такие ограничения направлены на исключение частной собственности, например, на оружие массового поражения, богатства недр и ряд иных объектов. Специальные перечни включают лишь объекты, для которых установлена исключительно государственная или муниципальная собственность.

3. Судебная практика:

постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1;

постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А65-101/2014;

решение Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 по делу N А35-4135/2014;

решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20.06.2014 по делу N 2-652/2014.

 

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. Положения настоящей статьи призваны регламентировать частную собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, которая в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей). Приобретать объекты на праве частной собственности могут любые субъекты, в первую очередь, речь идет о юридических лицах. Данным правом обладают и коммерческие, и некоммерческие организации. Ограничение правомочий может быть установлено применительно к отдельным видам государственных организаций и учреждений, которым такое имущество передается собственником на ином праве. Каждый собственник самостоятельно определяет объем и виды объектов, принадлежащих ему на праве собственности. В случае утраты интереса к тому или иному объекту, право собственности на него может быть прекращено по решению собственника в любой момент. Исключение из общего правил составляют объекты, для которых законом установлена исключительно государственная или муниципальная собственности. Такие объекты не могут быть приобретены физическими или юридическими лицами.

2. Особенностью правового статуса юридических лиц является наличие имущества, переданного им участниками, т.е. сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов ограничение право собственности направлено на обеспечение целей, ради достижения которых создано соответствующее юридическое лицо. Такое ограничение в большинстве своем касается правомочия пользования, которое должно быть целевым. Владение и распоряжение реализуются собственником имущества в полном объеме с учетом целей деятельности соответствующего фонда или объединения.

В случае смерти собственника - физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию. В отношении юридических лиц действует иной порядок - после прекращения деятельности организации, оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.

3. Применимое законодательство:

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

4. Судебная практика:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А45-2156/2014;

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А66-7689/2013;

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2014 по делу N А45-11355/2014;

решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01.07.2014 по делу N 2-1051/2014.

 

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственная собственность в РФ подразделяется на два уровня:

федеральная;

региональная.

Спектр объектов государственной собственности гораздо шире иных форм, поскольку именно к ней относятся объекты, включенные в специальные перечни и ограниченные или исключенные из оборота. Объекты государственной собственности, наряду с бюджетными средствами составляют государственную или региональную казну.

За исключением объектов исключительно государственной собственности, иные объекты могут принадлежать РФ или субъекту РФ по принципу - только те объекты, которые не принадлежат на праве собственности иным субъектам. Указанное ограничение действует в отношении земли и других природных ресурсов. Возникновение государственной собственности на данные объекты допускается в случае, если они не являются объектом собственности:

граждан;

юридических лиц;

муниципальных образований.

2. Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. Полномочия собственника государственного имущества на федеральном уровне реализует Росимущество. Наряду с указанным агентством отдельные полномочия в отношении объектов государственной собственности могут возлагаться и на Минфин РФ. Полномочия собственника на уровне субъектов РФ также осуществляется специально уполномоченными органами.

В целях снижения бремени расходов по содержанию государственного имущества, оно передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.

Отнесение объектов к государственной собственности осуществляется на основании предписаний специального закона. В данном случае речь может идти исключительно о законодательном регулировании данного вопроса.

3. Применимое законодательство:

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

4. Судебная практика:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N 17АП-5825/2014-ГК по делу N А41-64856/13;

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А60-38124/2013;

решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2014 по делу N А41-34386/14;

решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 05.06.2014 по делу N 2-300/2014.

 

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие:

городским поселениям;

сельским поселениям;

иным муниципальным образованиям.

Данный комплекс может включать в себя как движимое, так и недвижимое имущество, собственность на которое принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.

Определение объектов, относимых к муниципальной собственности, может осуществляться в рамках законов или нормативных актов субъектов РФ.

2. Реализация полномочий собственников возлагается на специально-уполномоченные органы местного самоуправления, наименования которых различаются не только применительно к отдельным субъектам РФ, но и к отдельным муниципальным образованиям, в большинстве случаев такие полномочия возлагаются на отделы (управления) городской или поселковой администрации. Полномочия собственника осуществляются уполномоченными органами за счет средств местного бюджета и составляют совместно с указанными объектами муниципальную казну.

В целях оптимизации расходов по содержанию объектов собственности они возлагаются на муниципальные предприятия и учреждения одновременно с передачей такому субъекту и муниципального имущества. В настоящее время ряд объектов муниципальной собственности передается в частные руки, что позволяет сократить количество дорогостоящих по своему содержанию объектов и сократить расходы муниципалитета на его содержание.

3. Применимое законодательство:

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

4. Судебная практика:

постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2014 по делу N А32-27231/2013;

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А41-64856/13;

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2014 по делу N А12-17363/2014;

решение мирового судьи Судебного участка N 75 Котельничского района от 09.07.2014 по делу N 75/5-241/2014.

 

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Помимо права собственности объекты могут передаваться и на иных правах, перечень которых определен п. 1 настоящей статьи. Каждое из указанных данной нормой прав имеет собственное правовое регулирование и характеризуется более узким объемом правомочий его обладателя. Имущество передаче одновременно с правомочиями владения и пользования. Распоряжение является отличительной характеристикой права собственности. Согласно п. 2 настоящей статьи вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками такого имущества.

2. Отчуждение объекта собственности (переход права) не является основанием для прекращения иных вещных прав. Пользователь объекта уведомляется о произошедшей смене собственника и передаче его обязательств иному лицу.

Ограниченный характер прав субъекта в данном случае не может рассматриваться как основание ограничения его прав по отношению к правомочиям собственника.

3. Судебная практика:

постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2014 по делу N А55-8036/2013;

постановление ФАС Московского округа от 11.06.2014 по делу N А41-17305/13;

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А55-146/2014;

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А75-11397/2013;

решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-19698/2013;

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2012 по делу N А55-31953/2011.

 

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

1. Направлением государственной политики в области собственности является максимальное разгосударствление объектов и передача в частные руки объектов, которые не приносят доход либо требуют высокого уровня расходов на их содержание. Такие объекты передаются в частные руки, причем объектом приватизации могут выступать как индивидуально определенная вещь, так и комплексный объект, например, предприятие.

В регулировании вопросов приватизации нормы ГК РФ носят общий характер и подлежат применению в случае, если они не противоречат требованиям законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества. Они применяются при возникновении правового пробела, т.е. отсутствия специального предписания.

Наряду с правообладателями инициировать судебное разбирательство по вопросам нарушения законодательства о приватизации могут уполномоченные органы власти или их должностные лица.

2. Применимое законодательство:

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

3. Судебная практика:

постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.1997 N 3490/97;

постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.1996 N 795/95;

постановление ФАС Московского округа от 26.06.2014 по делу N А40-78809/13;

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А41-15941/13;

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N 06АП-2882/2014 по делу N А04-244/2014;

решение Арбитражного суда Амурской области от 10.07.2014 по делу N А04-2414/2014;

решение Тейковского районного суда Ивановской области от 10.07.2014 по делу N 2-1059/2014.