Социальная педагогика как наука: объект, предмет, функции, задачи.
2. Структура социальной педагогики, ее взаимосвязь с другими науками.
3. Становление социальной педагогики в России как науки и сферы практической деятельности.
4. Основные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая деятельность.
5. Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально – педагогической деятельности. Этапы развития благотворительности в России.
6. Социализация: понятия и сущность. Этапы социализации (различные подходы).
7. Факторы социализации, их классификация.
8. Агенты, средства и механизмы социализации.
9. Метафакторы и макрофакторы социализации, их влияние на развитие личности.
10. Мезофакторы социализации. Их влияние на развитие личности.
11. Микрофакторы социализации. Их влияние на развитие личности.
12. Человек как объект и субъект социализации.
13. Социально-педагогическая виктимология. Человек как жертва социализации. Понятия «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность.
14. Понятия «социализированность», «воспитанность»: сущность и характеристика.
15. Проблема социализации личности в философских и психологических теориях. Проблема социализации личности в педагогических теориях.
16. Понятие системы воспитания. Государственная система воспитания в РФ.
17. Понятие системы воспитания. Региональная система воспитания.
18. Понятие системы воспитания. Муниципальная система воспитания: задачи, функции, структура.
19. Религия как социальный институт. Функции религии в обществе.
20. Православие и образование в России. Особенности и принципы христианского воспитания.
21. Понятие и характеристика воспитательных организаций. Функции воспитательных организаций в процессе социализации ребенка.
22. Понятие и характеристика воспитательных организаций. Контркультурные организации как фактор десоциализации.
23. Понятие социального воспитания в истории педагогической науки.
24. Современный подход к понятию социального воспитания.
25. Объект и субъекты социального воспитания. Целеполагание социального воспитания.
26. Понятие «принципы воспитания», принципы социального воспитания.
27. Подходы в социальном воспитании, их характеристика.
28. Методы социального воспитания.
29. Понятия опеки, попечительства, сиротства, социального сиротства. Попечение сирот в современных условиях (усыновление, государственное попечение).
30. Понятие опеки, попечительства, сиротства, социального сиротства. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей (этапы, функции, методы).
31. Понятие опеки, попечительства, сиротства, социального сиротства. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального попечения.
32. Понятие девиации. Девиация как социально-педагогическая проблема.
33. Понятие девиации. Типы девиации. Причины девиации.
34. Понятие девиации. Основные подходы к профилактике девиаций.
35. Понятие девиации. Реабилитация подростков девиантного поведения.
36. Понятие безнадзорности и беспризорности. Деятельности по профилактике явлений беспризорности и безнадзорности.
37. Понятие безнадзорности и беспризорности. Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми в специализированных учреждениях.
38. Одаренность как психолого-педагогическая проблема (понятие одаренность, одаренный ребенок). Признаки одаренности.
39. Одаренность как социально-педагогическая проблема. Основные направления работы социального педагога с одаренными детьми.
40. Социальный опыт: понятие, структура, механизмы обновления.
41. понятие социального опыта. Быт воспитательной организации и его влияние на социальный опыт ребенка.
42. Понятие социального опыта. Жизнедеятельность воспитательной организации и ее влияние на социальный опыт ребенка.
43. Понятие социального опыта. Взаимодействие в воспитательной организации как фактор становления социального опыта ребенка.
44. образование как компонент социального воспитания. Функции образования как социального института.
45. Образовательное пространство как фактор социализации ребенка. Роль обучения, просвещения и самообразования в развитии личности.
46. Содержание индивидуальной помощи ребенку в воспитательных организациях.
47. Методика и условия оказания индивидуальной помощи ребенку в воспитательных организациях.
48. Организация социального опыта в школе как составляющая социального воспитания. Особенности социализации ребенка в школах различного типа.
49. Особенности процесса образования в школе. Содержание индивидуальной помощи ребенка в школе.
50. Функции, направления, формы работы школьного социального педагога.
51. Понятие «дополнительного образования», «учреждения дополнительного образования». Цели и задачи учреждений дополнительного образования.
52. Виды учреждений дополнительного образования и направления их деятельности. Причины посещения ребенком учреждений дополнительного образования.
53. Особенности организации социального опыта, оказание индивидуальной помощи в учреждениях дополнительного образования.
54. Цели, задачи, принципы деятельности детского оздоровительного лагеря.
55. Особенности быта. Жизнедеятельности и взаимодействия в детском оздоровительном лагере.
56. Принципы и методика организации детского досуга в детском оздоровительном лагере.
57. Детские общественные объединения как социальный институт. Цели, задачи, принципы деятельности детских общественных объединений и организаций.
58. Роль детских и молодежных содружеств в социализации личности. Классификация детских и молодежных содружеств.
59. Пионерская и скаутская организации, особенности их функционирования.
60. Особенности быта, жизнедеятельности и взаимодействия в детских и молодежных объединениях и организациях.
Второй этап - экзамен. Форма проведения экзамена определяется преподавателем и утверждается на кафедре.