Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации | ||||||
Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы | ||||||
Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально - педагогическая виктимология | ||||||
Воспитание как институт социализации; виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации. Социализированность и воспитанность | ||||||
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | ||||||
Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании | ||||||
Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях | ||||||
Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях | ||||||
Всего: |
Таблица 3
Содержание дисциплины
№ | Тема | План | Методическое обеспечение | ||
Название раздела (модуля) 1 Лекции | 18 часов | Мультимедийные лекции, дидактический материал, список литературы, электронная страница преподавателя в ресурсах ЧГПУ, методические рекомендации по изучению дисциплины, критерии оценки усвоения дисциплины, вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену, задания для самостоятельной работы (инвариантная и вариативная части), список терминологического минимума. | |||
1.1 | Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код компетенций): ОК-1 - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОПК-12 - владение способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства; ПКПП-1 - владение способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития | ||||
1.2 | Модуль 1. Лекции (18 часов) | ||||
1.3 | План лекционного курса | ||||
1.3.1 | Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации | 1. Объект и предмет социальной педагогики. 2. Функции и задачи. 3. Структура социальной педагогики и ее взаимосвязь с другими науками. 4.Становление социальной педагогики как науки и сферы практической деятельности. | Схемы, таблица, демонстрация слайдов. Основные понятия: милосердие, благотворительность, социология образования, психология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология, специальная педагогика, методика социального воспитания, социология воспитания. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М | ||
1.3.2 | Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы | 1. Социализация как социально -педагогическая проблема: понятие, сущность, стадии, этапы, агенты, средства, механизмы. 2.Факторы социализации, их классификация. 3. Характеристика механизмов социализации. | Схемы, таблица, демонстрация слайдов. Основные понятия: социализация, факторы и условия социализации, средства социализации, социальная среда, социальное закаливание, социальное воспитание, социальный иммунитет, социальная интеграция, социализация онтогенетическая, социабельность, социализированность, интеллигентность, субъект социализации, функции социального воспитания, ресоциализация. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.3 | Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально - педагогическая виктимология | 1.Человек в процессе социализации (объект, субъект, жертва). 2. Социально-педагогическая виктимология. | Методическое обеспечение: схема, таблица, демонстрация слайдов. Основные понятия: 1.Адаптация. 2. Адаптация социальная. 3. Апперцепция. 4.Ведущие стратегии поведения 5.Взаимодействие, педагогическое взаимодействие. 6. Виктимология. 7. Виктимность. 8. Виктимогенность. 7. Специальная педагогика и ее разделы. 8.Преступление и правонарушение. 9.Опека и попечительство. 10. Дети с особыми образовательными способностями. 11.Дееспособность. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.4 | Воспитание как институт социализации; виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации. Социализированность и воспитанность | 1.Характеристика воспитания как социального института 2. Виды и системы воспитания, их характеристика. 3. Результаты социализации, воспитания и социального воспитания. 4. принципы социального воспитания. | Методическое обеспечение: схема, таблица, демонстрация слайдов. Основные понятия: воспитательные учреждения, воспитание, виды воспитания, семья, общественные детские организации, высшие психические функции, системы воспитания. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.5 | Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | 1. Социальное воспитание: сущность и основные компоненты. 2. Особенности социального воспитания в школе, семье, в учреждениях дополнительного образования, в детских оздоровительных учреждениях. 3. Роль воспитательных организаций в социальном воспитании. 4. Образование и индивидуальная помощь в воспитательных организациях. 5. Методика работы социального педагога по оказанию помощи в социализации личности. | Методическое обеспечение: демонстрация слайдов. Основные понятия: девиант, делинквентное поведение, ассоциальное поведение, диссоциальное поведение, модальная личность, личностный смысл, сознание, картина мира, отношение, организация социального опыта, педагогическое взаимодействие, социальная и педагогическая запущенность, одаренность, талант, гениальность, задатки способностей, социальное воспитане, социализация. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.6 | Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании | 1. Принципы, подходы социального воспитания, их классификация. 2. Характеристика принципов и подходов в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, гендерный, возрастной, индивидуальный. 3. Методы социального воспитания (пример, требование, упражнение, поручение, соревнование, поощрение, наказание, словесные методы), условия их эффективного использования. | Методическое обеспечение: демонстрация слайдов. Понятийный аппарат: принцип, подход, принцип, метапринцип, подходы (личностный, гендерный, диффернцированный. индивидуальный, деятельностный, демократический, научный, системный). Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.7 | Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях | 1. Понятие педагогического взаимодействия в социальной педагогике. 2. Понятия безнадзорность и преступность, профилактическая деятельность по снижению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Методы работы с неблагополучными детьми. Специализированные воспитательные учреждения. | Методическое обеспечение: демонстрация слайдов. Понятийный аппарат: педагогическое взаимодействие и взаимосодействие, педагогическое сотрудничество, безнадзорность, беспризорность, преступление, правонарушение, закон, несовершеннолетний. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.3.8 | Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях | 1.Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе. 2. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в семье. 3. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, загородных лагерях, в молодежных объединениях и общественных организациях 4. Особенности содержания, форм и методов религиозного воспитания. | Методическое обеспечение: демонстрация слайдов. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
Модуль 2. Практические занятия (24 часа) | |||||
1.4 | Планы практических/семинарских занятий | ||||
1.4.1 | Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации | 1.Объект и предмет, структура социальной педагогики. 2.Функции и задачи социальной педагогики. 3.Социально-педагогическая деятельность, ее характеристика. | Основные понятия: милосердие, благотворительность, социология образования, психология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология, специальная педагогика, методика социального воспитания, социология воспитания. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М | ||
1.4.2 | Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы | 1. Характеристика факторов социализации и их влияние на развитие личности. 2.Назвать стадии, этапы риски, социализации, описать их. 3. Характеристика средств, агентов механизмов социализации. | Основные понятия: социализация, факторы и условия социализации, средства социализации, социальная среда, социальное закаливание, социальное воспитание, социальный иммунитет, социальная интеграция, социализация онтогенетическая, социабельность, социализированность, интеллигентность, субъект социализации, функции социального воспитания, ресоциализация. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.3 | Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально - педагогическая виктимология | 1.Человек в процессе социализации (объект, субъект, жертва). 2. Социально-педагогическая виктимология. 3. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. 4. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения, c беспризорными и безнадзорными детьми. 5. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми. | Основные понятия: 1.Адаптация. 2. Адаптация социальная. 3. Апперцепция. 4.Ведущие стратегии поведения 5.Взаимодействие, педагогическое взаимодействие. 6. Виктимология. 7. Виктимность. 8. Виктимогенность. 7. Специальная педагогика и ее разделы. 8.Преступление и правонарушение. 9.Опека и попечительство. 10. Дети с особыми образовательными способностями. 11.Дееспособность. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.4 | Воспитание как институт социализации; виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации. Социализированность и воспитанность | 1.Характеристика воспитания как социального института 2. Виды и системы воспитания, их характеристика. 3. Результаты социализации, воспитания и социального воспитания. 4. принципы социального воспитания. | Основные понятия: воспитательные учреждения, воспитание, виды воспитания, семья, общественные детские организации, высшие психические функции, системы воспитания. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.5 | Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | 1. Социальное воспитание: сущность и основные компоненты. 2. Особенности социального воспитания в школе, семье, в учреждениях дополнительного образования, в детских оздоровительных учреждениях. 3. Роль воспитательных организаций в социальном воспитании. 4. Образование и индивидуальная помощь в воспитательных организациях. 5. Методика работы социального педагога по оказанию помощи в социализации личности. | Основные понятия: девиант, делинквентное поведение, ассоциальное поведение, диссоциальное поведение, модальная личность, личностный смысл, сознание, картина мира, отношение, организация социального опыта, педагогическое взаимодействие, социальная и педагогическая запущенность, одаренность, талант, гениальность, задатки способностей, социальное воспитане, социализация. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.6 | Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании | 1. Принципы, подходы социального воспитания, их классификация. 2. Характеристика принципов и подходов в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, гендерный, возрастной, индивидуальный. 3. Методы социального воспитания (пример, требование, упражнение, поручение, соревнование, поощрение, наказание, словесные методы), условия их эффективного использования. | Понятийный аппарат: принцип, подход, принцип, метапринцип, подходы (личностный, гендерный, диффернцированный. индивидуальный, деятельностный, демократический, научный, системный). Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ 3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.7 | Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях | 1. Понятие педагогического взаимодействия в социальной педагогике. 2. Понятия безнадзорность и преступность, профилактическая деятельность по снижению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Методы работы с неблагополучными детьми. Специализированные воспитательные учреждения. | Понятийный аппарат: педагогическое взаимодействие и взаимосодействие, педагогическое сотрудничество, безнадзорность, беспризорность, преступление, правонарушение, закон, несовершеннолетний. Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.4.8 | Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях | 1.Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе. 2. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в семье. 3. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, загородных лагерях, в молодежных объединениях и общественных организациях 4. Особенности содержания, форм и методов религиозного воспитания. | Литература: 1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с. 2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М. | ||
1.5 | Планы лабораторных занятий не предусмотрены | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||
Тема (раздел) 1. | |||||
ОК-1: 3.1.,3.2,3.3 | доклад | ||||
ОПК- 12: З.3, У.1,У.2, У.3 | доклад | ||||
ПКПП-1 | собеседование, круглый стол | ||||
Тема (раздел) 2. | |||||
ОК-1: З.1, З.2, З.3 | реферат | ||||
ОПК-12: З.3, У.1, У.2, У.3 | реферат | ||||
ПКПП-1: | собеседование, дискуссия | ||||
Тема (раздел) 3. | |||||
ОК-1 | реферат | ||||
ОПК-12 | реферат | ||||
ПКПП-1 | собеседование, дискуссия | ||||
Тема (раздел) 4. | |||||
ОК-1 | доклад | ||||
ОПК-12 | доклад | ||||
ПКПП-1 | собеседование, дискуссия | ||||
Тема (раздел) 5. | |||||
ОК-1 | реферат | ||||
ОПК-12 | реферат | ||||
ПКПП-1 | собеседование, круглый стол | ||||
Тема (раздел) 6. | |||||
ОК-1 | доклад | ||||
ОПК-12 | доклад | ||||
ПКПП-1 | решение профессиональных задач, деловая игра | ||||
Тема (раздел) 7. | |||||
ОК-1 | доклад | ||||
ОПК-12 | доклад | ||||
ПКПП-1 | решение профессиональных задач, круглый стол | ||||
Тема (раздел) 8. | |||||
ОК-1 | доклад | ||||
ОПК-12 | доклад | ||||
ПКПП-1 | решение профессиональных задач, дискуссия | ||||