Индивид как субъект политики
Субъекты политики (акторы) – те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики.
Индивид может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Оценивая человека как «меру всех вещей» (Протагор), эти гуманистические принципы способны задать определенные цели и принципы государственной политике, выступив гуманистическим ориентиром саморазвития власти. Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни.
Исторические модели взаимоотношений власти и человека. Патерналистские (Конфуций) и этатистские (Платон, Аристотель, Заратустра) теории: государство преобладает не оспоримым приоритетом и преимуществом перед человеком. В дальнейшем эти идеи воплотились в понимании государства как реального воплощения общественного разума, источника и гаранта прав человека. Законы государства – высшее проявление мудрости и силы, выражение народных интересов. Средние века: государство – единственный источник человеческих прав и обязанностей. Марксизм: человек – элемент системы господства класса, чей внутренний мир и права определяются интересам целого. В политической истории такие теоретические конструкции наиболее ярко подтвердились в практике деспотических и тоталитарных государств.
Другая модель отношений государства и человека основывается на признании того, что в основе государства и его политики – права и природа человека. Либеральные мыслители (Локк, Джеферсон, Мэдисон): высшая социальная ценность – личность, на основе потребностей которой должна строиться вся государственная система власти. Государство – результат соглашения свободных граждан, которые ограничивают его возможности вмешательства в их частную жизнь. Государство подконтрольно народу, гражданскому обществу. В различных модификациях такая модель взаимоотношений государства и личности установилась в ряде современных стран Запада.
Срединная модель отношений человека и власти. Наиболее ярко эта позиция проявилась в христианско-демократической идеологии, которая критикует не только патернализм, но и либерализм за его излишний индивидуализм и преувеличением прав личности по сравнению с правами государства.
26.Сущность и содержание политической социализации.
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.
В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.
Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.
Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения
С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.
Обычно выделяюттри основных уровня политической социализации.
На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.