Группы интересов: понятие, функции, роль в политической жизни.

 

Группы интересов – это преимущественно добровольно организованные группы людей, созданные для удовлетворения, выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с другими группами и государством.

 

Основные функции групп интересов:

 

-артикулирование интересов, т.е. преобразование первоначальных настроений и ожиданий в определенные политические требования, которые оформляются в соответствии с принятыми в обществе “правилами игры”;

 

-представительство интересов, т. е. донесение требований группы через своих представителей другим группам и институтам с целью влияния на принятие решений и защиту интересов определенных социальных групп;

 

-формирование политических элит, властных структур общества, т. е. влияние на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

 

В отличие от политических партий, которые ставят задачу завоевания власти, группы интересов лишь воздействуют на власть. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством. И напротив, сужение поля действий групп интересов, препятствия для граждан образовывать эти ассоциации изолируют правящую элиту от населения, создают предпосылки для установления диктатуры.

 

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. Те группы интересов, которые имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В противоположность этому стремление влиять на власть ряда маргинальных, нетрадиционных групп интересов, игнорирующих принятые в обществе нормы и ценности, может обладать разрушительным действием для системы политического управления обществом и отторгается ею.

 

Для защиты своих интересов группы используют самые разнообразные формы и методы: подача предложений в исполнительные и представительные органы власти; финансирование подготовки законопроектов, правительственных решений и их экспертиза; обращение в суд; организация публичных акций (митинг, пикет, сбор подписей) и др. Применяются и незаконные формы деятельности: подкуп чиновников, шантаж и т. д.

 

Доминирование тех или иных способов деятельности зависит от степени демократичности, правовой культуры общества. В некоторых странах развитая система самых разнообразных ассоциаций граждан является важным фактором принятия политических решений на всех уровнях власти (США). С другой стороны, деятельность влиятельных групп давления может способствовать утверждению теневых форм правления, коррумпированности государственных чиновников, криминализации сфер принятия решений. В качестве примера можно сослаться на опыт стран Латинской Америки, государств бывшего СССР. Так, в России теневыми структурами власти стали “олигархии ”, на Украине - “политические холдинги”.

 

Существует разнообразная типология групп интересов. Прежде всего следует различать группы, существующие в государственных структурах (в советское время это называлось “ведомственность” и “местничество”), и неправительственные организации.

 

С точки зрения происхождения и степени организации выделяют аномичные, неассоциированные, ассоциированные и институциональные группы интересов. Аномичные группы возникают стихийно, как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например, толпа, очередь, стихийный митинг). Их в первую очередь отличает отсутствие устойчивых организованных действий от имени определенной группы и кратковременное существование. Деятельность неассоциированных групп также носит эпизодический характер (съезды, форумы, собрания, встречи и т.д.), но они более устойчивы, потому что основаны на общих экономических и социокультурных интересах. Ассоциированные группы – это разнообразные добровольные общественные объединения, которые создаются с целью выражения и защиты интересов своих членов или общественных интересов. Институциональные группы - это формализованные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Для данных групп, в отличие от ассоциированных, функция артикуляции интересов не является главной, поскольку их специальные функции определяются их местом и ролью в системе общественного разделения труда (промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, банковские учреждения, структуры власти и управления и т.д.).

 

Группы могут иметь официальный юридический статус, быть зарегистрированными в соответствии с установленным порядком или иметь неформальный статус. Есть организации, имеющие материальный интерес, а другие ставят перед собой моральные задачи (религиозные, правозащитные организации). Большинство групп защищают частные, корпоративные интересы. Но есть ассоциации, стремящиеся отстаивать интересы всего общества (например, организации “зеленых”). Различают одноцелевые группы, ставящие перед собой специфические, локальные задачи, и многоцелевые, деятельность которых многопрофильна и многофункциональна. Группы различаются по численности. Они могут состоять из нескольких человек или быть массовыми (например, профсоюзы). Существуют региональные и общенациональные организации. Выделяют группы, в которые человек попадает автоматически, вследствие самого факта своего рождения в определенной семье (национальные, религиозные, родственные). В последнее время быстро растут международные организации.

 

Группа интересов при определенных условиях может превратится в политическую партию, однако обратная трансформация чрезвычайно редкая.

 

В странах Запада в последние 20 лет рост и влияние групп интересов идет быстрыми темпами. В связи с этим некоторые наблюдатели делают вывод, что эти организации начинают вытеснять политические партии, берут на себя отдельные их функции. Наиболее активны в создании организаций, лоббирующих их интересы, представители крупного, среднего и мелкого бизнеса. Например, в США действуют около 13 тыс. предпринимательских ассоциаций.