Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья
Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская империя. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, оплотом которого стало христианство. Средние века охватывают двенадцать столетий.
Средневековье условно подразделяют на три периода:
У—Х вв. — раннее Средневековье;
Х1-Х1П вв. — развитое Средневековье;
XIV—XVII вв. — позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.
Характер и формы средневекового образования и воспитанияопределялись господствующим положением религии и Церкви в обществе. Католическая церковь — духовный центр Средневековья — официально отвергала античную образовательную традицию. Однако в среде христианских богословов и монахов было немало сторонников греко-римского образования.
Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой — соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя.
Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Варварские вторжения привели к гибели культурных ценностей античности. Открытую борьбу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находилось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию I принадлежит высказывание: «Невежество — мать истинного благочестия». Грамотных людей было невозможно найти не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Между тем общество нуждалось в грамотных людях: чиновниках, священнослужителях.
Попытки создания школ предпринимались как церковной, так и светской властью. Многие политические деятели осознавали роль школы в государственном строительстве. Так, основатель империи франков император Карл Великий всемерно поощрял развитие школьного дела, предписывая церковным приходам открывать школы для всех сословий. Королевский двор стал центром, куда стекались немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого в империи Ка-ролингов, стали называть Академией. С его именем связано Каро-лингское возрождение — культурный подъем империи, расцвет литературы, искусства, архитектуры. Однако такие периоды были непродолжительны и не оказывали существенного влияния на общую картину образования. После смерти императора его начинания были забыты и вновь возобладало пренебрежительное отношение к культуре и образованию.
В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ{приходские, монастырские, соборные). Христианская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней образованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.
Одними из первых открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционировала школа, где давалось элементарное образование (начала грамоты, счета, пение псалмов).
Повышенное образование предоставлялиепископские школы, действовавшие при епископских кафедрах, однако их было немного. Там обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Изучение грамматики сводилось к разучиванию грамматических форм латинского языка и оборотов речи, изучению правил стихосложения, трудов отцов Церкви, сочинений античных авторов. Обучали диалектике, искусству красноречия, умению защищать религиозные догмы, строить аргументы и доказа-I тельства. В риторике упражнялись в составлении устных и пись-\г менных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «З» символизирует Троицу, цифра «7» — сотворение Богом мира за 7 дней. ^ В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто 1 нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп Г земли и т.п.). Изучение астрономии предполагало знакомство | с созвездиями, наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Астрономия должна была помочь вычислить даты церковных праздников. Обучение музыке ставило целью не столько овладение музыкальными инструментами, сколько знакомство с духовной музыкой и церковными богослужениями. Таким образом, обучение носило ярко выраженный религиозно-мистическийхарактер (см. табл. 1.5).
| Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит I за стены церквей и монастырей. Рост городов, развитие торговли дали толчок развитию светского образования — городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на образование, жестко контролировала светские учебные заведения, Видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось ^значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.
Канон школьного образования — семь свободных искусств в эпоху Средневековья
Составные части программы обучения | Названия дисциплин | Содержание обучения и его источники |
Тривиум | Грамматика | Разучивание грамматических форм и оборотов латинского языка, знакомство с сочинениями древних авторов, изучение правил стихосложения (Диамед, Алкуин, Сенека, Катон) |
Риторика | Обучение искусству красноречия (Квинтилиан, Цицерон) | |
Диалектика | Обучение умениям правильно мыслить, строить аргументы и доказательства (Аристотель, сочинения отцов Церкви) | |
Арифметика | Овладение арифметическими действиями. Изучение магических свойств цифр | |
Квадриум | Геометрия | Представление об устройстве пространства с помощью чисел, изучение геометрических фигур (Евклид) |
Астрономия | Обучение вычислению церковных праздников (Птолемей, труды арабских астрономов) | |
Музыка | Знакомство с духовной, реже светской музыкой, обучение нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах |
Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.
Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые средневековые университеты возникли либо на базе кафедральных школ (Парижский) либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (Болонский). Университеты учреждались как духовными, так и светскими властями.
Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Университеты получали привилегии от короля или папы, укрепляющие их автономию (управление, право присуждения ученых степеней и т.п.). Преподаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты, во главе которых стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора — руководителя университета.
Как правило, университеты имели четыре факультета:
артистический;
теологический;
медицинский;
юридический;
Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал теологический, за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что отражало значимость отраслей знания в средневековом обществе. Подготовка будущего медика или юриста занимала 5-6 лет, богослова — 15. Артистический, или факультет свободных искусств, зачастую играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты. Основные формы обучения в средневековом университете: лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий), диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам), нередко перераставший в рукопашные схватки между участниками. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. К концу XIV в. в Европе насчитывалось 26 университетов, а столетие спустя их численность достигла уже 63. Самая крупная высшая школа Средневековья — Парижский университет (1215), который впоследствии (XVII в.) был назван Сорбонной в честь духовника французского короля Людовика IX Р. де Сорбона. Наиболее громкой славой в Европе пользовались Болонский (1088), Кембриджский (1231), Оксфордский (1206), Пражский (1348), Краковский (1364) университеты.
Основные черты средневекового университета'.
преподавание латыни как универсального языка обучения;
закрепление последовательности академических процедур;
право на присуждение ученых степеней и званий;
внутренняя конфликтность университета, обусловленная конфронтацией церковной и светской духовности;
ориентация на соединение обучения и исследования, понимаемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.
Средневековый университет на востоке дошел до рубежа Львов—Прага—Краков—Вильно. Перешагнуть его он не смог.
Причины: католическая ориентация университета, особенности культурного развития России и ее изолированность от Европы.
В Средние века получает развитие такая форма образования, как ученичество. Она быстро охватывает ряд слоев феодального общества. Суть ее в том, что мастер за определенную плату брал к себе в обучение несколько учеников. Курс обучения продолжался несколько лет, по истечении которых ученик, работая в качестве подмастерья, зарабатывал деньги для открытия своего дела.
На ученичестве была построенарыцарская система воспитания. До 7 лет сыновья феодала получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок вышестоящего феодала (сюзерена) или к королевскому двору. Выполняя обязанности пажа, они учились хорошим манерам, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Домашние священники обучали их грамоте. В 14 лет подросток становился оруженосцем; сопровождал сюзерена в походах, участвовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составляли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.
Девушки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. Программа обучения включала освоение грамоты, чтение религиозных книг, изучение языков, рукоделие.
К XII в. относится появлениепедагогических сочинений по вопросам образования и воспитания.
Гуго Сен-Викторский (1096—1141) получил известность благодаря своему трактату «Дидаскаликон», в котором предложил свод наук для изучения в школе; дал рекомендации по их изучению.
Еще один крупный мыслитель Средневековья — Винсент из Бове (1190-1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ» предлагает программу всестороннего развития личности. Работа содержит ценные советы по воспитанию нравственности, развитию интереса к познанию у детей.
Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени.
Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека. В этот период античная культура была не только образцом для подражания, но и сокровищницей идей, получивших дальнейшее развитие применительно к новым условиям.
Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Именно в этой стране античные идеалы получили наибольшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опережала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.
Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образованный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Основой образования и воспитания гуманисты считали природу, дисциплину (наставления, руководство) и упражнения. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период античности. Оно подразумевало не только гимнастические упражнения и военную подготовку, но и закаливание организма, активные виды отдыха (игры, танцы).
В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия. Классические языки в эпоху Возрождения рассматривались как ключ к мыслям произведений древних авторов. Помимо латыни изучались древнегреческий и древнееврейский языки. Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств.
Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название 5Шаш НитатШПз. Бьы расширен тривиум, в него включили историю, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, которую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, пе-
, реосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифмети-
, ка, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Столь же скромное место занимали в программе обучения и естествен-
\ ные науки.
; В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.
Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Гуманисты выступали за тщательный отбор учебного материала, чередование занятий в течение дня, разностороннее энциклопедическое образование, наглядность в обучении.
Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей. В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование:
в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что на фоне общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.
Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.
Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская школа —«Дом радости», открытаяВитторино да Фельтре (1378-1446). В школе обучались как мальчики, так и девочки, воспитанники получали среднее образование. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием большое значение отводилось физической подготовке (верховая езда, спортивные игры, прогулки).
Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особое место занимаетТоммазо Кампанелла (1568-1639), который провел около 30 лет в тюрьме за свои убеждения, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине, в том числе«Город солнца», в котором описана модель общества будущего. В трактате представлена система воспитания детей в идеальном городе-государстве. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе.
Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испанию, Великобританию и другие страны Европы.
Европейскую славу снискали Ф. Рабле, Т. Мор, Эразм Роттердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в истории школы и педагогики.
Ф. Рабле (1494-1553) в романе«Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания. Критикуя пороки средневекового воспитания, он противопоставил ему программу воспитания «свободного и благонравного человека». Основу педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей природе человек предрасположен к добру, поэтому воспитание и образование должны развивать данные природой задатки. В образовательной программе, предложенной Рабле, ведущее место отводится филологическому образованию (древним и новым языкам), открывающим путь к постижению произведений античных авторов и общению. Умственные занятия чередовались с играми, физическими упражнениями, освоением ремесел. Знание, по мысли Рабле, само по себе нейтрально, поэтому важно соединить образование с нравственным воспитанием.
Выдающимся представителем эпохи Возрождения был английский мыслительТомас Мор (1478—1535). Свои взгляды на образование и воспитание он изложил в сочинении «Утопия», рассказывающем о вымышленном государстве. Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования, Мор показывает, что только разумные порядки в государстве дают возможность формировать всесторонне развитых, совершенных граждан. В «Утопии» все дети получают одинаковое образование и приобщаются к труду. Обучение ремеслу осуществляется дома. Каждый выбирает род занятий сообразно с природными наклонностями. Мор высказал прогрессивную для своего времени идею о необходимости пожизненного образования. Все утопийцы постоянно учатся, совершенствуясь в науках, ремеслах, искусствах. Особое значение Мор придавал нравственному воспитанию молодежи. Любовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм — вот качества, которые должны быть поставлены во главу нравственного воспитания.
Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес ученый, писатель-гуманистЭразм Роттердамский (1469—1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов —«План учения», «Похвала Глупости», «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов» и др. Эразм Роттердамский вел активную педагогическую деятельность — сначала в качестве учителя риторики и латыни, затем в качестве профессора Кембриджского университета. Он считал, что «людьми не рождаются, а воспитываются», именно поэтому особую роль воспитание и образование играют в совершенствовании природы человека.
Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.
Идеи Возрождения оказали значительное влияние на развитие школы и педагогики. Однако они не могли быть реализованы в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.
Подводя итог развитию образования и воспитания в Средние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеологических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.