Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья

Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская им­перия. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, опло­том которого стало христианство. Средние века охватывают две­надцать столетий.

Средневековье условно подразделяют на три периода:

У—Х вв. — раннее Средневековье;

Х1-Х1П вв. — развитое Средневековье;

XIV—XVII вв. — позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.

Характер и формы средневекового образования и воспитанияопределялись господствующим положением религии и Церкви в обществе. Католическая церковь — духовный центр Средневе­ковья — официально отвергала античную образовательную тра­дицию. Однако в среде христианских богословов и монахов было немало сторонников греко-римского образования.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли ран­него Средневековья внесла схоластика — тип религиозной фи­лософии, центральная проблема которой — соотношение свет­ского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от антично­сти к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового об­разования, подняла авторитет образования и учителя.

Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Пе­реход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Варварские вторжения при­вели к гибели культурных ценностей античности. Открытую борь­бу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находи­лось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмот­ность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию I принадлежит высказывание: «Невежество — мать истинного бла­гочестия». Грамотных людей было невозможно найти не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Между тем общество нуждалось в грамотных лю­дях: чиновниках, священнослужителях.

Попытки создания школ предпринимались как церковной, так и светской властью. Многие политические деятели осознава­ли роль школы в государственном строительстве. Так, основа­тель империи франков император Карл Великий всемерно по­ощрял развитие школьного дела, предписывая церковным при­ходам открывать школы для всех сословий. Королевский двор стал центром, куда стекались немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого в империи Ка-ролингов, стали называть Академией. С его именем связано Каро-лингское возрождение — культурный подъем империи, расцвет ли­тературы, искусства, архитектуры. Однако такие периоды были непродолжительны и не оказывали существенного влияния на общую картину образования. После смерти императора его на­чинания были забыты и вновь возобладало пренебрежительное отношение к культуре и образованию.

В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ{приходские, монастырские, соборные). Христи­анская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней об­разованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.

Одними из первых открываются монастырские школы, осно­ванные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционирова­ла школа, где давалось элементарное образование (начала грамо­ты, счета, пение псалмов).

Повышенное образование предоставлялиепископские школы, действовавшие при епископских кафедрах, однако их было не­много. Там обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, му­зыка). Изучение грамматики сводилось к разучиванию грамма­тических форм латинского языка и оборотов речи, изучению правил стихосложения, трудов отцов Церкви, сочинений антич­ных авторов. Обучали диалектике, искусству красноречия, уме­нию защищать религиозные догмы, строить аргументы и доказа-I тельства. В риторике упражнялись в составлении устных и пись- менных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. В циф­рах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «З» симво­лизирует Троицу, цифра «7» — сотворение Богом мира за 7 дней. ^ В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто 1 нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп Г земли и т.п.). Изучение астрономии предполагало знакомство | с созвездиями, наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Астрономия должна была помочь вычислить даты церковных праздников. Обучение музыке ставило целью не столько овладе­ние музыкальными инструментами, сколько знакомство с духов­ной музыкой и церковными богослужениями. Таким образом, обучение носило ярко выраженный религиозно-мистическийхарак­тер (см. табл. 1.5).

| Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит I за стены церквей и монастырей. Рост городов, развитие торговли дали толчок развитию светского образования — городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на об­разование, жестко контролировала светские учебные заведения, Видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось ^значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.

Канон школьного образования — семь свободных искусств в эпоху Средневековья

Составные части программы обучения Названия дисциплин Содержание обучения и его источники
Тривиум Грамматика Разучивание грамматических форм и оборотов латинского языка, знакомство с сочинениями древних авторов, изучение правил стихосло­жения (Диамед, Алкуин, Сенека, Катон)
    Риторика Обучение искусству красноречия (Квинтилиан, Цицерон)
    Диалектика Обучение умениям правильно мыслить, стро­ить аргументы и доказательства (Аристотель, сочинения отцов Церкви)
    Арифметика Овладение арифметическими действиями. Изу­чение магических свойств цифр
Квадриум Геометрия Представление об устройстве пространства с помощью чисел, изучение геометрических фигур (Евклид)
    Астрономия Обучение вычислению церковных праздников (Птолемей, труды арабских астрономов)
    Музыка Знакомство с духовной, реже светской музы­кой, обучение нотной грамоте и игре на музы­кальных инструментах

 

Городские школы выгодно отличались от церковных практи­ческой направленностью обучения. Помимо латыни в них изуча­ли математику, естествознание, географию.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые средневековые универ­ситеты возникли либо на базе кафедральных школ (Парижский) либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окру­женные способными учениками (Болонский). Университеты уч­реждались как духовными, так и светскими властями.

Города боролись за право открыть в своих стенах универси­тет, поскольку его появление способствовало оживлению обще­ственной жизни, торговли, культуры. Университеты получали привилегии от короля или папы, укрепляющие их автономию (управление, право присуждения ученых степеней и т.п.). Пре­подаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты, во главе которых стояли деканы. Преподавате­ли и студенты избирали ректора — руководителя университета.

Как правило, университеты имели четыре факультета:

артистический;

теологический;

медицинский;

юридический;

Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал теологический, за ним следо­вали юридический, медицинский и артистический, что отражало значимость отраслей знания в средневековом обществе. Подго­товка будущего медика или юриста занимала 5-6 лет, богосло­ва — 15. Артистический, или факультет свободных искусств, за­частую играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты. Основные формы обучения в средневековом уни­верситете: лекция (чтение книг избранного автора и их коммен­тарий), диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам), неред­ко перераставший в рукопашные схватки между участниками. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. К концу XIV в. в Европе насчитывалось 26 университетов, а столетие спустя их численность достигла уже 63. Самая крупная высшая школа Средневековья — Парижский университет (1215), который впо­следствии (XVII в.) был назван Сорбонной в честь духовника французского короля Людовика IX Р. де Сорбона. Наиболее громкой славой в Европе пользовались Болонский (1088), Кем­бриджский (1231), Оксфордский (1206), Пражский (1348), Кра­ковский (1364) университеты.

Основные черты средневекового университета'.

преподавание латыни как универсального языка обучения;

закрепление последовательности академических процедур;

право на присуждение ученых степеней и званий;

внутренняя конфликтность университета, обусловленная кон­фронтацией церковной и светской духовности;

ориентация на соединение обучения и исследования, пони­маемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.

Средневековый университет на востоке дошел до рубежа Львов—Прага—Краков—Вильно. Перешагнуть его он не смог.

Причины: католическая ориентация университета, особенности культурного развития России и ее изолированность от Европы.

В Средние века получает развитие такая форма образования, как ученичество. Она быстро охватывает ряд слоев феодального общест­ва. Суть ее в том, что мастер за определенную плату брал к себе в обучение несколько учеников. Курс обучения продолжался не­сколько лет, по истечении которых ученик, работая в качестве под­мастерья, зарабатывал деньги для открытия своего дела.

На ученичестве была построенарыцарская система воспитания. До 7 лет сыновья феодала получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок вышестоящего феодала (сюзерена) или к коро­левскому двору. Выполняя обязанности пажа, они учились хорошим манерам, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. До­машние священники обучали их грамоте. В 14 лет подросток ста­новился оруженосцем; сопровождал сюзерена в походах, участ­вовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составля­ли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владе­ние оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шахма­ты, умение слагать и петь стихи.

Девушки из знатных семей воспитывались дома или в мона­стырях. Программа обучения включала освоение грамоты, чте­ние религиозных книг, изучение языков, рукоделие.

К XII в. относится появлениепедагогических сочинений по во­просам образования и воспитания.

Гуго Сен-Викторский (1096—1141) получил известность благо­даря своему трактату «Дидаскаликон», в котором предложил свод наук для изучения в школе; дал рекомендации по их изучению.

Еще один крупный мыслитель Средневековья — Винсент из Бове (1190-1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ» предлагает программу всестороннего развития личности. Работа содержит ценные советы по воспитанию нравственности, развитию интереса к познанию у детей.

Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Ново­му времени.

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бег­ство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека. В этот период античная культура была не только образцом для подражания, но и сокровищницей идей, получивших дальнейшее развитие применительно к но­вым условиям.

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Имен­но в этой стране античные идеалы получили наибольшее разви­тие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гумани­сты связывали прогресс общества с его целенаправленным вос­питанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опере­жала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.

Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образо­ванный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Осно­вой образования и воспитания гуманисты считали природу, дис­циплину (наставления, руководство) и упражнения. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период антич­ности. Оно подразумевало не только гимнастические упражне­ния и военную подготовку, но и закаливание организма, актив­ные виды отдыха (игры, танцы).

В основу гуманистического образования было положено зна­ние древних языков и изучение античного культурного наследия. Классические языки в эпоху Возрождения рассматривались как ключ к мыслям произведений древних авторов. Помимо латыни изучались древнегреческий и древнееврейский языки. Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств.

Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название 5Шаш НитатШПз. Бьы расширен тривиум, в него включили исто­рию, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, ко­торую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, пе-

, реосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифмети-

, ка, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Столь же скромное место занимали в программе обучения и естествен-

\ ные науки.

; В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обу­чения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой систе­мой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образо­вания выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Гуманисты выступали за тщательный отбор учебного материала, чередование занятий в течение дня, разностороннее энциклопе­дическое образование, наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он дол­жен был быть не только высокообразованным, но и доброжела­тельным, чутким, проницательным человеком, хорошо разби­раться в детской природе и учитывать индивидуальные особен­ности детей. В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование:

в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школь­ное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что на фоне общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позд­него Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная ак­тивность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пы­тались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых из­вестных учебных заведений была итальянская школа —«Дом радо­сти», открытаяВитторино да Фельтре (1378-1446). В школе обуча­лись как мальчики, так и девочки, воспитанники получали среднее образование. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием большое значение отводилось физиче­ской подготовке (верховая езда, спортивные игры, прогулки).

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особое место занимаетТоммазо Кампанелла (1568-1639), который про­вел около 30 лет в тюрьме за свои убеждения, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине, в том числе«Город солнца», в котором описана модель общества буду­щего. В трактате представлена система воспитания детей в иде­альном городе-государстве. Кампанелла отстаивает принцип об­щественного воспитания, связывает обучение с жизнью, высту­пает за энциклопедизм образования, возврат к природе.

Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испа­нию, Великобританию и другие страны Европы.

Европейскую славу снискали Ф. Рабле, Т. Мор, Эразм Рот­тердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в исто­рии школы и педагогики.

Ф. Рабле (1494-1553) в романе«Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания. Критикуя поро­ки средневекового воспитания, он противопоставил ему про­грамму воспитания «свободного и благонравного человека». Ос­нову педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей при­роде человек предрасположен к добру, поэтому воспитание и образование должны развивать данные природой задатки. В образовательной программе, предложенной Рабле, ведущее место отводится филологическому образованию (древним и но­вым языкам), открывающим путь к постижению произведений античных авторов и общению. Умственные занятия чередова­лись с играми, физическими упражнениями, освоением ремесел. Знание, по мысли Рабле, само по себе нейтрально, поэтому важ­но соединить образование с нравственным воспитанием.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был анг­лийский мыслительТомас Мор (1478—1535). Свои взгляды на об­разование и воспитание он изложил в сочинении «Утопия», рас­сказывающем о вымышленном государстве. Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования, Мор показывает, что только разумные порядки в государстве дают возможность фор­мировать всесторонне развитых, совершенных граждан. В «Уто­пии» все дети получают одинаковое образование и приобщаются к труду. Обучение ремеслу осуществляется дома. Каждый выби­рает род занятий сообразно с природными наклонностями. Мор высказал прогрессивную для своего времени идею о необходимо­сти пожизненного образования. Все утопийцы постоянно учатся, совершенствуясь в науках, ремеслах, искусствах. Особое значе­ние Мор придавал нравственному воспитанию молодежи. Лю­бовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм — вот качества, которые должны быть поставлены во главу нравст­венного воспитания.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес уче­ный, писатель-гуманистЭразм Роттердамский (1469—1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов —«План учения», «Похвала Глупости», «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов» и др. Эразм Роттердамский вел активную педа­гогическую деятельность — сначала в качестве учителя риторики и латыни, затем в качестве профессора Кембриджского универ­ситета. Он считал, что «людьми не рождаются, а воспитывают­ся», именно поэтому особую роль воспитание и образование иг­рают в совершенствовании природы человека.

Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего зна­чения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на разви­тие школы и педагогики. Однако они не могли быть реализова­ны в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

Подводя итог развитию образования и воспитания в Сред­ние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследова­ны этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеоло­гических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы обра­зования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.