Возрастная периодизация и система воспитания, предложенная Аристотелем

Периоды возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания
Детство Физическое воспитание Забота о здоровье ребенка (движе­ние, игры, закалка холодом)
Отрочество (7-14 лет) Умственное воспитание Физическое воспитание Познание окружающего мира, навы­ки письма, чтения, счета Гимнастические упражнения, борь­ба, бег, прыжки
Юность (14-21 год) Умственное воспитание Эстетическое воспитание Нравственное воспита­ние Овладение знаниями о природе и об­ществе (история, философия, рито­рика, математика, грамматика) Развитие чувства прекрасного Выработка привычек и навыков нрав­ственного поведения

 

Дилемму — общественное или частное воспитание — Ари­стотель решает в пользу первого.

В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание об­разования. Он выделяет четыре основных блока:

подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисо­вание, музыка);

основной (науки о природе и обществе);

знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);

знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (ритррика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспи­танию — оно, по его мнению, не только воспитывает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств — умеренности, благоразумия. Эстетическое воспитание не имеет целью готовить профессионалов в той или иной облас­ти искусства, поскольку «благородная» молодежь из высших сословий не должна приобщаться к труду и ремеслу.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственно­го поведения через систему продуманных упражнений. Во вся­ком желании, по Аристотелю, есть недостаток, середина и излишек. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. Упражнения в таком поведении и составляют сущность нравственного воспитания. Аристотель известен как создатель первоголицея (334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенст­вования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества. Лицей являлся чем-то вроде университета, где помимо лекций и бесед велись исследования естественно-научного характера. Учебные занятия проводились внутренние часы, а в вечернее время лицей был открыт для всех желающих.

Аристотель был первым профессором в истории Европы. Он оставил после себя трактаты — лекторские конспекты, которые служили учебниками в средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было основа­но на идеях Аристотеля. Его влияние на дальнейшее развитие теории и практики образования было огромно.

Эллинистическое воспитание оказало существенное воздей­ствие на становление образования в Древнем Риме. В III в. до н.э. Рим — ведущее в военном отношении государство Среди­земноморья. В Риме существовала смешенная греко-римская культура. Образованный римлянин, как правило, одинаково вла­дел как латинским, так и греческим языком. Греческое образова­ние почиталось в качестве эталона, греческие учителя препода­вали в школах. Однако далеко не все из греческой воспитательной традиции было усвоено римлянами. Так, у римлян не привились элементы греческого воспитания: гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Римляне отвергли спорт и палестру, предпочитая конные состязания и бои гладиаторов. Римская система воспи­тания носила более приземленный практический характер. До­минирующее влияние на воспитание юных римлян оказывала семья, которая несла ответственность за их нравственное и граж­данское воспитание. Девочки воспитывались в семье и для се­мейной жизни. Мальчики получали практическое воспитание:

под наблюдением отца знакомились с полевыми и домашними работами, осваивали искусство владения оружием.

Обучение свободных граждан начиналось с семи лет втриви­альных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались, где придется: во дворе, в мас­терской, на перекрестке. Отсюда и произошло название — «тривиум» — перекресток. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима.

Учебными заведениями повышенного типа считалисьграм­матические школы. Здесь учились подростки 12—15 лет, получив­шие домашнюю подготовку. Эти школы были частными, разме­щались в благоустроенных помещениях и имели более основа­тельную программу обучения по сравнению с тривиальными школами. Ученики изучали латынь и греческий язык, основы римского права, риторику.

Для молодежи (15—18 лет) аристократического происхождения открывалисьриторские школы, которые постепенно распространи­лись по всей империи. В основу обучения было положено препода­вание основ ораторского искусства. Большое внимание уделялось практическим упражнениям — составлению речей на заданную тему. Параллельно с обучением риторике учащимся давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии (табл. 1.4).

Таблица 1.4