Гимнастическая (палестра).
В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учи-тель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучались игре на лире и кифаре.
В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.
Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях —гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми известными гимнасиями в Афинах У—ГУ вв. до н.э. считались Академия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные философы, риторы, музыканты.
С 18-летнего возраста юноши состояли взфебиях — государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу. в городских гарнизонах.
К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости — софистами. Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноречия), истории, мифологии, законодательству.
Считается, что с софистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебники, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли.
В IV в. до н.э. в Древней Греции складываютсяфилософские школы. Одна из самых известных — пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор. В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в первую седмицу выпадают зубы, во вторую — наступает половая зрелость, в третью — отрастает борода1.
Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философСократ (ок. 470—399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельности широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода — с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.
Создаются философские школы иучениками Сократа — Евклидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.
Ученик СократаКсенофонт (ок. 430-355 до н.э.) написалпервый педагогический роман античности «Воспитание Кира», в котором изложил свои взгляды на образование и воспитание правителя. Был сторонником государственной системы образования и считал, что дело воспитания молодежи нельзя отдавать частным лицам. Огромную роль в образовании отводил риторике, полагая, что образованный человек должен в совершенстве владеть искусством спора, убеждения.
Крупнейший философ Древней Греции, ученик СократаПлатон (427—347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал философскую школу— Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин.
Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп (сословий): правителей, стражей^ и ремесленников.
Кастовый характер государства влечет за собой кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает вопросы воспитания стражей и философов, из числа которьк избираются правители государства.
В идеальном государстве воспитание детей находится под неусыпным государственным контролем, школьное обучение Платон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочтение не частным, а государственным школам. Для Платона только воспитание и образование дают человеку подлинную духовную свободу.
Для юношей со средними способностями образование заканчивается в 17—18 лет.
До 20 лет — всеобщая обязательная военная служба.
С 20 до 30 лет лишь наиболее способная часть молодежи продолжает изучение наук. Из их числа впоследствии выбирают правителей, которые будут заниматься делами государства, отбирать и воспитывать себе подобных (табл. 1.2).
Педагогические воззрения Платона в значительной степени объясняются кризисом афинской демократии, которой он хотел противопоставить систему воспитания стражей и правителей-философов, ответственных за судьбы страны.
Таблица 1.2 Возрастная периодизация и система воспитания по Платону
Периоды возрастного развития | Содержание воспитания | Объем воспитания для различных категорий лиц |
От рождения до 18 лет | Воспитание чувственной части души | Свободные граждане |
3-6 лет 7-12 лет 13 лет 16-18 лет 18-20 лет | Игры под присмотром воспитательниц Обучение грамоте (школа грамматиста) Литературно-музыкальное воспитание (школа кифариста) Военно-гимнастическая подготовка (палестра) Всеобщая обязательная военная служба (эфебия) | Для лиц со средними способностями, не склонных к умственным занятиям, воспитание на этом завершается |
20-30 лет | Воспитание воли Изучение высших наук (философия, математика, астрономия, политика, этика и др.) | Способная часть молодежи |
30-35 лет | Воспитание разума Изучение диалектики и наук об управлении государством | Лица, одаренные исключительными способностями |
Продолжателем идей Платона был его ученик и крупнейший ученый Древней ГрецииАристотель (384—322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложенную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека (табл. 1.3).
Таблица 1.3