Гимнастическая (палестра).

В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учи-тель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали му­зыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучались игре на лире и кифаре.

В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях —гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми извест­ными гимнасиями в Афинах У—ГУ вв. до н.э. считались Акаде­мия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные фи­лософы, риторы, музыканты.

С 18-летнего возраста юноши состояли взфебиях государ­ственных учреждениях по совершенствованию военного мастер­ства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу. в городских гарнизонах.

К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости — софистами. Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноре­чия), истории, мифологии, законодательству.

Считается, что с софистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебни­ки, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформу­лировать основные идеи эллинской педагогической мысли.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываютсяфилософские школы. Одна из самых известных — пифагорейская, у истоков ко­торой стоял Пифагор. В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в ос­нову которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мо­тивирован тем, что в первую седмицу выпадают зубы, во вто­рую — наступает половая зрелость, в третью — отрастает борода1.

Вершин педагогического мастерства в Древней Греции дос­тиг известный философСократ (ок. 470—399 до н.э.). Он не оста­вил после себя трактатов и книг. В своей практической деятель­ности широко использовал диалог с учеником в целях нахожде­ния истины. Смысл его метода — с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти ис­тину и тем самым привести его от неопределенных представле­ний к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика из­вне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Создаются философские школы иучениками Сократа — Евк­лидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.

Ученик СократаКсенофонт (ок. 430-355 до н.э.) написалпер­вый педагогический роман античности «Воспитание Кира», в ко­тором изложил свои взгляды на образование и воспитание пра­вителя. Был сторонником государственной системы образования и считал, что дело воспитания молодежи нельзя отдавать част­ным лицам. Огромную роль в образовании отводил риторике, полагая, что образованный человек должен в совершенстве вла­деть искусством спора, убеждения.

Крупнейший философ Древней Греции, ученик СократаПла­тон (427—347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал философскую шко­луАкадемию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведе­ние, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин.

Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального госу­дарства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп (сословий): правителей, стражей^ и ремес­ленников.

Кастовый характер государства влечет за собой кастовое вос­питание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает во­просы воспитания стражей и философов, из числа которьк из­бираются правители государства.

В идеальном государстве воспитание детей находится под не­усыпным государственным контролем, школьное обучение Пла­тон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочтение не частным, а государственным школам. Для Платона только воспитание и образование дают человеку подлинную духовную свободу.

Для юношей со средними способностями образование закан­чивается в 17—18 лет.

До 20 лет — всеобщая обязательная военная служба.

С 20 до 30 лет лишь наиболее способная часть молодежи про­должает изучение наук. Из их числа впоследствии выбирают правителей, которые будут заниматься делами государства, отби­рать и воспитывать себе подобных (табл. 1.2).

Педагогические воззрения Платона в значительной степени объясняются кризисом афинской демократии, которой он хотел противопоставить систему воспитания стражей и правителей-философов, ответственных за судьбы страны.

Таблица 1.2 Возрастная периодизация и система воспитания по Платону

Периоды возраст­ного развития Содержание воспитания Объем воспитания для различных категорий лиц
От рождения до 18 лет Воспитание чувственной части души Свободные граждане
3-6 лет 7-12 лет 13 лет 16-18 лет 18-20 лет Игры под присмотром воспитатель­ниц Обучение грамоте (школа грамматиста) Литературно-музыкальное воспита­ние (школа кифариста) Военно-гимнастическая подготовка (палестра) Всеобщая обязательная военная служба (эфебия) Для лиц со средними спо­собностями, не склонных к умственным занятиям, воспитание на этом за­вершается
20-30 лет Воспитание воли Изучение высших наук (философия, математика, астрономия, политика, этика и др.) Способная часть моло­дежи
30-35 лет Воспитание разума Изучение диалектики и наук об управлении государством Лица, одаренные исклю­чительными способнос­тями

 

Продолжателем идей Платона был его ученик и крупнейший ученый Древней ГрецииАристотель (384—322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложен­ную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека (табл. 1.3).

Таблица 1.3