Глоссарий

 

Автоматизированное рабочее место (АРМ)— состоит из персонального компьютера, оснащенного профессионально ориентированными инструментальными средствами и размещенного на рабочем месте пользователя.

Алгоритм — последовательность четко определенных действий, выполнение которых ведет к решению задачи. Алгоритм, записанный на языке машины, есть программа решения задачи.

База данных — автоматизированное хранилище оперативно обновляемой информации.

Банк данных — совокупность нескольких баз данных с программами управления ими и совместимыми аппаратными средствами.

Безопасность информационных систем — защита данных, информации и программ от несанкционированного доступа к ним.

Бизнес-данные — информация о людях, местах, вещах, правилах ведения бизнеса и событиях.

Бизнес-модель — взгляд на бизнес в любой заданный момент времени. Взгляд может быть в отношении процесса, данных, событий или планируемых ресурсов. Возможно построение модели прошлого, настоящего или будущего состояния бизнеса.

Бизнес-процесс — серия логически взаимосвязанных действий, в которых используются ресурсы предприятий (организаций) для создания или получения полезного для заказчика продукта (товара или услуги) в фиксированный промежуток времени.

Видеоконференцсвязь — одна из новейших информационных технологий организации дистанционного визуального группового общения, проведения совещаний, обучения в виртуальной реальности, но создающая атмосферу, близкую к реальности.

Виртуальная реальность — компоненты влияния со стороны информационных систем, такие, как изображение, звук, механические вибрации, струи воздуха, запах и т. д.

«Всемирная паутина» (www) — гипертекстовая информационная система, созданная на основе глобальной информационной сети Internet.

Геоинформационная система — средство создания и обработки многослойной базы данных и визуализации ее объектов.

Гипертекст — нелинейная сетевая форма организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей.

Глобальная информационная сеть — соединение нескольких региональных сетей компьютеров между собой каналами (линиями) связи для передачи информации между регионами и странами с целью совместной обработки.

Данные — информация, записанная (закодированная) на языке машины.

Документ — информационное сообщение в текстовой, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам (стандартам), заверенное в установленной форме.

Документооборот— система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Защита информации — организационные и программно-технические средства, ограничивающие несанкционированный доступ к информации.

Знания — проверенный практикой опыт познания окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека.

Интеллект — способность человека рассуждать, делать умозаключения и выводы.

Интернет — глобальная общепланетная информационная система, или сеть сетей. Термин Internet состоит из двух частей: inter— между и net — сеть, т. е. Internet — это средство объединения разнообразных информационных сетей.

Интерфейс — правила взаимодействия операционной системы с пользователем, взаимодействия соседних уровней в сети ЭВМ.

Интрасеть - внутренняя корпоративная сеть, объединяющая несколько локальных вычислительных сетей посредством протоколов TCP/IP и HTTP.

Информатизация общества — совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации (кроме информации, составляющей государственную и коммерческую тайну).

Информационная модель — параметрическое представление процесса циркуляции информации, подлежащей автоматизированной обработке.

Информационная технология— совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.

Информационное моделирование — создание и оптимизация инфологической модели в процессе разработки баз данных с целью точного и полного отображения предметной области.

Информационное обслуживание — предоставление информации для выработки и принятия решений, удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

Информационное хранилище — автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единое целое.

Информационный запрос — текст на естественном языке, выражающий определенную потребность в информации.

Информационный продукт — специфическая услуга, когда некоторая информация предоставляется в пользование потребителю.

Искусственный интеллект — свойство автоматизированных систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.

Качество информации — степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели, приращения тезауруса.

Коммуникация — процесс передачи сообщений, когда изменение в одной системе (или ее части) вызывает вещественно-энергетическое изменение (перенос вещества и/или энергии) в другой системе.

Количество информации — число двоичных битов или байтов в тексте.

Контроллинг — функция управления бизнесом для анализа, подготовки и выполнения управленческих решений: планирования, мониторинга, составления отчетов, совещательной функции, информирования.

Компьютерная система — совокупность аппаратных и программных средств, разного рода физических носителей информации, а также персонала, обслуживающего перечисленные выше компоненты.

Корпоративная сеть — то же, что и интрасеть.

Локальная информационная сеть — соединение нескольких компьютеров между собой линиями связи для передачи информации между подразделениями предприятия с целью ее совместной обработки.

Метаданные — данные, описывающие данные. Метаданные хранятся в словаре данных и репозитарии. Они защищают информационное хранилище данных от изменений схемы операционной системы.

Моделирование — метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) для определения, или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Модель может выступать гносеологическим заместителем оригинала на четырех уровнях: элементов, структур, поведения (или функций), результатов.

Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая работу с неподвижным изображением, видео, анимированной компьютерной графикой, текстом, речью и высококачественным звуком.

Мультимедийные функции — цифровая фильтрация и масштабирование видео, аппаратная цифровая компрессия (сжатие) и декомпрессия (развертка) видео, ускорение графических операций, связанных с трехмерной графикой, поддержка «живого» видео на мониторе, наличие композитного видеовыхода, вывод телевизионного сигнала на монитор.

Офис — место, где совершаются деловые операции персоналом предприятия, облеченным полномочиями принимать управленческие решения.

Операционная система — программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно работать на компьютере и выполнять ряд действий.

Пакетная технология — обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее, таким образом, чтобы они объединялись в пакет и затем обрабатывались. При этом пользователь не может влиять на обработку данных, пока она продолжается.

Платформа — тип процессора и операционной системы, на которых можно установить новый программный продукт.

Пользовательский интерфейс — набор приемов взаимодействия пользователя с приложением.

Программа решения задачи — алгоритм решения задачи, записанный на языке машины, последовательность четко определенных действий, выполнение которых ведет к решению задачи.

Приложение — совокупность программ, реализующих обработку данных в определенной области применения.

Протокол — стандартизированное соглашение по порядку обмена информацией и данными в информационных системах, правила взаимодействия систем сети одного уровня.

Процесс — функция обработки данных любого вида на компьютере,

Распределенная обработка данных— обработка данных, при которой поддержание базы в актуальном состоянии выполняется на одной ЭВМ, а содержательная обработка данных и обращение к базе — на другой.

Реальное время — режим обработки данных, при котором обеспечивается взаимодействие вычислительной системы с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

Региональная информационная сеть — соединение многих локальных сетей компьютеров между собой линиями связи в пределах региона для передачи информации между предприятиями с целью ее совместной обработки.

Репозитарий — база данных, где хранятся метаданные.

Сервер — персональная или виртуальная ЭВМ, обслуживающая запросы клиента.

Сервер базы данных — содержит базу данных, сетевую операционную систему, сетевую систему управления базами данных для обеспечения многопользовательских запросов.

Система делопроизводства и документооборота электронных документов — комплексное применение ЭВМ в управленческой деятельности для передачи, хранения, поиска и отображения информации, позволяющее свести к минимуму или исключить полностью применение бумажных носителей информации.

Тезаурус — нормативный словарь, в котором понятие определяется логически упорядоченным множеством синонимичных или близких по значению слов.

Тезаурус гипертекста — автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию.

Технологический процесс — упорядоченная последовательность взаимосвязанных операций по сбору, передаче, накоплению, хранению, обработке, анализу, отображению и размножению информации.

Транзакция — входное сообщение, переводящее базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое; запрос на изменение базы данных. В зафиксированной транзакции все операции завершены и копии результатов ее выполнения записаны в журнал.

Файл данных — совокупность данных в информационной системе.

Файл-сервер — содержит базу данных и программы управления данными для обеспечения многопользовательских запросов.

Экспертная система— система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Электронный документ— документ в электронной форме; закодированная и переданная в информационную систему электронное сообщение, все реквизиты которого заверены и оформлены в соответствии с нормативными требованиями.

Электронная почта— система пересылки и хранения сообщений между пользователями сети ЭВМ.

Электронный офис— интегрированный пакет прикладных программ, включающий предметные программы и информационные технологии, обеспечивающие реализацию задач предметной области.

Литература

 

1. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности/Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М: Финстатинформ, 1997.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Автоматизированные информационные технологии в экономике/ Под ред. И.Т. Трубилина. — М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Введение в информационный бизнес/Под ред. В.П. Тихомирова и A.B. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Информатика: Методические указания по выполнению практических заданий для студентов заочного обучения всех специальностей/ Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. — М.: ГУУ, 1998.

6. Информатика: Учебник. 3-е изд./Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Информатика: Учеб. пособие для студентов заочного обучения всех специальностей/Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. — М.: «Финстатинформ», 1998.

8. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

9. Информационные технологии управления: Учебно-практическое пособие для студентов заочного обучения всех специальностей/Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. — М.: ГУУ, 2000.

10. Каймин В.А. Информатика. — М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997.

12. Корнеев И.К., Година Т.А. Информационные технологии в управлении. — М.: Финстатинформ, 1999.

13. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. — М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 1997.

14. Мельников Д.А. Организация информационного обмена в информационно-вычислительных сетях: Учеб. пособие. — М.: ФАПСИ, 1998.

1) 15 Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997.

15. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1999.

16. Толковый словарь по вычислительным системам. — М.: Машиностроение, 1990.