While Условие Do Оператор.
Конструкция While…Do переводится как “пока…делать”. Оператор (простой или составной), стоящий после служебного слова Do и называемый телом цикла, будет выполнятся циклически, пока значение “Условия” равно TRUE (истина). Само условие цикла может быть логической константой, переменной или логическим выражением.
Условие выполнения тела цикла While проверяется до начала каждой итерации. Поэтому если условие сразу не выполняется, то тело цикла игнорируется и будет выполнятся оператор, стоящий сразу за телом цикла.
Оператором в теле цикла может быть другой циклический оператор, т.е. циклы могут быть вложенными.
При написании циклов с предусловием следует помнить о двух вещах. Во-первых, чтобы цикл имел шанс когда-нибудь завершится, содержимое его тела должно обязательно влиять на условие цикла. Во-вторых, условие должно состоять из корректных выражений и значений, определенных еще до первого выполнения тела цикла.
Пример цикла While. Вычисление факториала 10! = 1·2·3·4·5·6·7·8·9·10
VAR
Factorial, N : Integer;
BEGIN
Factorial := 1; {стартовое значение факториала =0! }
N := 1; {стартовое значение для условия цикла }
WHILE N<=10 DO {заголовок цикла, условие }
begin {начало тела цикла }
Factorial := Factorial*N; {вычисление факториала N! }
N := N + 1 {N должно меняться в цикле}
end; {конец тела цикла }
WriteLn(’10!= ’,Factorial); {вывод результата расчета }
END.
Обратите внимание на присваивание N:=1 пред циклом. Без него значение N может быть любым, и условие может оказаться некорректным, не говоря уже о самом значении факториала. Значение N меняется внутри цикла. При этом гораздо безопаснее так писать тело цикла, чтобы оператор, влияющий на условие, был бы последним. Это гарантирует от нежелательных переборов. Если, скажем, в рассмотренном выше примере, поставить строку N:=N+1; перед вычислением факториала, то результатом программы будет значение 11!. Исправить оплошность можно, заменив стартовое значение N на 0, а условие – на N<10. Но от этого программа вряд ли станет нагляднее.
2.5. Оператор цикла с постусловием Repeat…Until
Применяется для организации циклов с неизвестным заранее числом повторений, логика которых предполагает выполнение цикла до тех пор пока не станет истинным некоторое условие.
Синтаксис оператора Repeat…Until:
Repeat
Оператор1;
Оператор2;
···
ОператорN;
Until [Условие];
Операторы (Оператор1, Оператор2, … ОператорN), образующие тело цикла, будут выполнятся циклически, до тех пор пока значение “Условия” не станет равно TRUE (истина). Иными словами, в цикле REPEAT…UNTIL условием продолжения итераций является невыполнение “Условия” (его значение FASLE – ложь).
Условие цикла может быть логической константой, переменной или логическим выражением.
Оператор Repeat…Until имеет две части: начальную (слово Repeat) и завершающую (слово Until), которые охватывают группу операторов, составляющих тело цикла. Поэтому необходимости в использовании составного оператора для построения тела цикла из нескольких простых операторов не возникает.
Принципиальное отличие оператора Repeat…Until от оператора While в том, что проверка условия производится не перед началом выполнения тела цикла, а после его выполнения, когда решается вопрос, повторить ли еще раз действия. Поэтому тело цикла всегда выполняется по крайней мере один раз.
Пример 1. Проверка ввода
VAR
N : Integer;
BEGIN
. . .
REPEAT
Write(‘Введите целое число от 0 до 10: ’);
ReadLn(N);
UNTIL (N>=0) and (N<=10);
. . .
END.
В этом примере программа будет запрашивать ввод числа до тех пор, пока пользователь не введет “правильное” число.
Пример 2. “Вечный цикл”
REPEAT UNTIL False;
Этот цикл пустой и никогда не прекращающийся. Он хорош только в том случае, когда нужно заблокировать программу, и, возможно весь компьютер. (Но если отбросить шутки, то можно и его пристроить в дело. Обычно так организуют программы с повторяющимися действиями: вначале программы ставят REPEAT, а в конце – UNTIL False. А прервать цикл можно специальными операторами EXIT и HALT). Это имеет смысл, если условий завершения программы много или они очень сложны.)