Понятие о цифровой кодировке, системы кодирования символьных данных

Современный компьютер может обрабатывать числовую,тексто- вую, графическую, звуковую и видео информацию. Но компе можно обрабатывать только инфор мацию, представленную в числовой форме. Поэтому вся другая информация для обработки на компе должна быть преобразов. с помощью программ в числовую форму. Переход от одной формы представления информации к др., более удобной для хранения, пе- редачи или обработки называют кодированием информации. Все виды информации в компьютере представлены в двоичном коде (10110011), т. е. используется алфавит всего из двух символов 0 и 1. Связано это с тем, что удобно представлять информацию в виде последовательности электроим- пульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1). Такое кодирова- ние принято называть двоичным, а сами логические последователь-ности нулей и единиц - машинным языком. Каждая цифра машинного двоичного кода несет кол-во информации равное одному биту. Исторически сложилось, что в качестве длины кода для кодиро- вания символов было выбрано 8 бит или 1 байт. Поэтому чаще все- го одному символу текста, храни- мому в компьютере, соответствует один байт памяти. На компе можно обрабатывать как числовую так и текстовую информацию. При вводе информации с клавиатуры кодирован. происходит при нажа- тии клавиши, на которой изобра- жен требуемый символ, при этом в клавиатуре вырабатывается scan-код,представляющий собой двоич- ное число, равное порядковому номеру клавиши. Опознание сим- вола и присвоение ему внутрен- него кода ЭВМ производятся спец. программой по спец. таблицам. Для кодирования символьной или текстовой информации применяют различные системы:

известная кодировка символов русского языка Windows-1251,была введена «извне» – компанией Microsoft. Она исполь- зуется на большинстве локальных компьютеров, работающих на платформе Windows; кодировка КОИ-8, также имеет широкое распространение в компьютерных сетях и секторе Интернета;переко- дировки: ASCII, Unicode, где сим- волы закодированы в шестнадца- тиричной системе счисления. Шестнадцать разрядов позволяют обеспечить уникальные коды для 65536 различных символов – этого поля достаточно для размещения в одной таблице символов большинства языков планеты.

2. Архитектура компьютеров, совместимость на уровне архитектурыАрхитектурой компьютера назыв. его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирован.,системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура опреде- ляет принципы действия, инфор- мационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: устройства ввода, служащего для занесения в оперативную память исходных данных; процессора, осуществл. обработку информации; устр-ва управления (УУ) обеспечивающего координацию действий всех узлов машины в соответствии с програм- мой; арифметико-логического устройство (АЛУ), выполняющего все арифметические и логические операции; оперативной памяти, служащей для хранения выполня- емой программы и основной части обрабатываемой информации.

Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя. Основной задачей, решаемой при создании компью- терных сетей,является обеспечен. совместимости оборудования по электрическим и механическим характеристикам и обеспечение совместимости информацион-ного обеспечения (программ и данных) по системе кодирования и формату данных. Решение этой задачи относится к области стан- дартизации и основано на так называемой модели OSI. Согласно модели OSI архитекту- ру компьютерных сетей следует рассматривать на разных уров- нях, число уровней - до семи.

1. Физический ─ осуществляет соединения и отсоединения с каналом от канала, управление каналом. Определяется скорость передачи данных и топология сети.

2. Канальный ─ добавляет в передаваемые массивы инфор- мации вспомогательные символы и контролирует правильность пе -редаваемых данных. Здесь пере- даваемая информация разбива- ется на несколько пакетов или кадров. Каждый пакет содержит адреса источника и места назна- чения, а также средства обнаружения ошибок.

3. Сетевой ─ определяет мар- шрут передачи информации между сетями, обеспечивает обработку ошибок, а так же управление потоками данных.

4. Транспортный ─ связывает нижние уровни с верхними. Этот уровень разделяет средства формирования данных в сети от средств их пере дачи. Здесь осу- ществляется разделение инфор- мации по определенной длине и уточняется адрес назначения.

5. Сеансовый уровень осущест- вляет управление сеансами связи между двумя взаимодей- ствующими пользователями, определяет начало и окончание сеанса связи, время, восстанав- ливает соединение после ошибок во время сеанса связи без поте- ри данных.

6. Представительский – управля- ет представлением данных в необходимой для программы пользователя форме, производит преобразование данных при передаче информации в формат, который используется в инфор- мационной системе.

7. Прикладной ─ взаимодейству- ет с прикладными сетевые про- граммами, обслуживающими файлы, а также выполняет вычис лительные, информационно-поисковые работы, логические преобразования информации, передачу почтовых сообщений.