Главной функцией Парламента является законотворчество.

Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:

  • Президент;
  • депутаты Палаты представителей;
  • Совет Республики;
  • Правительство;
  • граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь:

1. вначале рассматривается в Палате представителей;

2. затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:

1. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

2. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

3. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

 

 

Компетенция Национального собрания (виды компетенции и полномочия). Контрольные полномочия Парламента (понятие, значение, виды)

Компетенция Национального собрания реализуется посредством осуществления представительных, законодательных и иных полномочий палат Национального собрания, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания осуществляют свои полномочия в формах и пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Палаты Национального собрания при взаимодействии с другими государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, иными организациями самостоятельны в пределах своих полномочий.

 

Контроль представительной власти осуществляет национальное собрание РБ, местные советы депутатов всех уровней.

Наибольшим объемом контрольных полномочий наделен парламент РБ:

1) имеет право (совет республики) отменять решения местных советов депутатов, не соответствующие действующему законодательству

2) принимает решения (совет республики)о роспуске местных советов (областных, районных) в случае систематического и грубого нарушения ими требований законодательства

3) имеет право контролировать деятельность правительства (заслушивает на заседаниях палат отчеты премьер-министра, членов правительства

4) имеет право высказать недоверие правительству РБ, что может повлечь отставку Совмина

5) контролирует процесс назначения на государственные должности высших должностных лиц (палата представителей дает согласие на назначение президентом премьер-министра)

Определенными контрольными полномочиями персонально наделены депутаты палаты представителей и члены совета республики, они могут (обязаны) осуществлять прием граждан-избирателей, на которых принимают от них жалобы и заявления на действия ОГУ. По указанным жалобам они правомочны направлять депутатские запросы и контролировать процесс устранения выявленных недостатков.

Определенными полномочиями по контролю над деятельностью ОГУ обладают местные советы депутатов (областные, районные и др.), они осуществляют контрольные функции через специально создаваемые комиссии (пример: комиссия при районных советах депутатов по соблюдению законности). Контрольная деятельность местных советов охватывает обширную область: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую сферы жизнедеятельности местных органов управления.

Главные направления контрольной деятельности местных советов депутатов:

1) контроль за процессом формирования местных органов управления

2) контроль за содержанием деятельности местного аппарата управления

3) контроль за местным бюджетом

4) контроль за методами и стилем работы местного аппарата управления

5) контроль за исполнением закона