Вербальная и визуальная адаптация

Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя: 1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание интереса ауди­тории; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к вам или к предмету вашей речи; 5) адаптацию к установкам (мнениям) аудитории.

Достижение взаимопонимания.Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения («вы», «нам», «мы», «наше»), задавая риторические вопросы (они стимулируют актив­ность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего), пер­сонифицируя информацию, т. е. относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже.



 


Привлечение и поддержание интереса аудитории.Эта задача решается путем использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.

Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Близость. Слушателей больше будет интересовать информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вещи, проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д., в зависимости от профиля аудитории.

Серьезность. Следует указать на важность излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями. Например, преподаватель может отметить, что этот материал обязательно будет в билетах на экзамене. Или что знание этой информации может пригодиться при приеме на работу, при конкурсе на вакантную должность и т. п.

Живость. При ослаблении внимания слушателей необходимо использовать интересные истории, анекдоты, связанные с темой сообщения. Однако важно при этом не увлекаться их использованием, иначе внимание слушателей рассеется от предмета обсуждения. Вообще следует отметить, что живая, образная, эмоцио­нальная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная речь, которая быстро усыпляет слушателей. К сожалению, не все люди обладают необходимыми речевыми способностями. Среди препода­вателей, как показано Н. П. Фетискиным (1990), имеются монотонщики. Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняются очень редко, они практически не используют логическое ударение.

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Срав­нение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выра­жается с помощью слов подобно или как. Метафора — это сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того что­бы сказать, что одна вещь подобна другой, метафора говорит, что одна вещь явля­ется другой.

Беглость речи является важной характеристикой ее живости. Беглость озна­чает отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «как бы».

Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить предстоящую речь, а не запомнить ее. Запоминание речи предполагает ее многократное повторение, пока текст не запоминается слово в слово. Усвоение речи предполагает понимание идей, содержащихся в ней, а также возможность иной словесной формулировки идей.



Признаки умело построенной речи Правильность речи - соответствие принятым литературно-языковым нормам. «Неправиль­ное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. И. Писарев).

 



 


 



Точность речи - адекватность мысли говорящего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла» (К. Федин). Ясность речи - доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан). Логичность речи - согласие с законами логики. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь. Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Г. Чернышевский). Простота речи - безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. «Под на­пыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Н. Толстой). Богатство речи - разнообразие использования языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький). Сжатость речи - отсутствие лишних слов и ненужных повторений. «Если пишет много­словно, это... значит, что он плохо понимает то, о чем говорит» (М. Горький). Чистота речи- устранение из нее слов нелитературных, диалектических, жаргонных, вуль­гарных, а также иноязычных, используемых без надобности. «Употреблять иностранное сло­во, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здра­вый вкус» (В. Г. Белинский). Живость речи - отказ от шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А. Н. Толстой). При этом не надо забывать, что резвость языка не всегда свидетельствует о резвости ума. Благозвучие речи - удовлетворение потребностям приятного для уха звучания, подбор слов с учетом их звуковой сочетаемости. «Вообще следует избегать некрасивых, неблаго­звучных слов» (А. П. Чехов). РозентальД. Э. А как лучше сказать? М., 1979, с. 8-9.

 


Для пробуждения и поддержания интереса к сообщению можно начинать его с вопроса и продолжать задавать вопросы во время речи.

Адаптация к уровню понимания аудитории.Важно, чтобы преподносимая слу­шателям информация была доступна их пониманию. При этом лучше ошибиться в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону переоценки. Правда, мо­жет оказаться, что часть слушателей обладают необходимыми знаниями для по­нимания вашего сообщения, и при ориентации на несведущих может возникнуть ситуация, будто вы оскорбляете знающих подозрением в их невежестве. Чтобы избежать двойственности своей позиции, рекомендуется вначале сделать обзор основных (базовых) положений в форме напоминания слушателям о том, что они уже знают: «Как вы помните...», «Как мы знаем...» и т. п. В этом случае и овцы будут целы, и волки будут сыты.

Даже если слушатели обладают необходимыми базовыми знаниями, все равно нужно подумать над способом представления новой информации, который будет способствовать ее пониманию, используя для этого определения, описания, срав­нение и приведение примеров.



 


Формирование позитивного отношения аудитории к себе как оратору.Этого можно добиться несколькими способами. Первый: хорошо подготовиться к вы­ступлению, так как аудитория всегда инстинктивно чувствует, когда оратор «сколь­зит по поверхности», не обладает глубиной проработки излагаемого вопроса. Следует показать аудитории наличие вспомогательного и подкрепляющего мате­риалов: многих хороших примеров, иллюстраций и подходящих случаев из лич­ного опыта. Положительно влияет и рассказ о личном участии докладчика в том, о чем он говорит. Это создаст у слушателей впечатление о практическом понима­нии оратором излагаемой проблемы.

Доверие слушателей вызовет этичное поведение оратора. В основе этичной убеждающей речи лежат четыре правила.

1. Нужно говорить правду. Говорить правду — не значит избегать намеренной, прямой лжи. Если оратор не уверен, что информация правдива, лучше ее не использовать.

2. Нельзя преувеличивать значение даваемой информации, делать из частных фактов обобщающие выводы. Это может привести к искажению фактов и рассматриваться слушателями как ложь.

3. Необходимо воздерживаться от личных нападок на тех, кто не согласен с ва­шими идеями. Оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные выпады отрицательно сказываются на образе оратора как человека, достойного доверия. Такая тактика не добавляет силы доказатель­ствам оратора.

4. Целесообразно приводить источники любой негативной информации. Если оратор собирается сообщить негативную информацию, основываясь на све­дениях, полученных где-то на стороне, необходимо указать источник этой информации. Иначе такие утверждения могут быть расценены как клевета и привести к судебному разбирательству.

Кроме того, успех выступления будет зависеть от частоты визуального контак­та оратора с аудиторией. Чем чаще оратор смотрит на аудиторию, тем более ква­лифицированным, осведомленным и опытным, а также более честным и друже­любным его считают (Beebe, 1974).



Один из способов обеспечения зрительного контакта - представить свою аудиторию в виде ряда групп, сидящих в разных частях помещения. Затем наугад поговорите в течение 4-6 се­кунд с каждой группой. Например, поговорите в течение нескольких секунд с группой в зад­нем левом конце зала, затем посмотрите на людей в дальнем правом конце, далее переве­дите взгляд на группу в средней части зала, группу спереди слева, а потом на группу спереди справа. После этого можно поменять порядок на обратный... Это гарантирует, что вы не за­тратите непропорционально большого количества времени, разговаривая с теми, кто нахо­дится перед вами или в центре зала. Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 324-325.

 


Что дает поддержание постоянного зрительного контакта с аудиторией? Первое: аудитория сосредоточивает свое внимание на речи. Второе: растет доверие аудито­рии к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ора­торов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или не­честных. Третье: оратор видит, как аудитория реагирует на его речь. Следя за по­ведением аудитории, оратор может определить, что следует изменить в его докладе.

Оратору нужно создать у аудитории хорошее мнение о себе как личности. Это­му будут способствовать соответствующая аудитории одежда, улыбка и доброже­лательный тон голоса. Важно следить за выражением лица. Слушатели негативно реагируют на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгля­ды. Поза оратора тоже имеет значение. Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории об уравновешенности оратора. Сутулящи­еся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление: казаться не слиш­ком уверенными в себе или беспечными. Необходимо избегать раскачивания, пе-реступания с ноги на ногу или хождения из одного конца помещения в другой. В начале речи нужно стоять прямо на обеих ногах. Негативно влияют на внима­ние слушателей почесывание носа и рук, снимание и надевание очков.

Адаптация к установкам (мнениям) аудитории.Оратору важно представлять установку слушателей на его сообщение: положительна ли она, отрицательна или нейтральна. В случае отрицательного отношения нужно показать, почему данная тема важна для слушателей.

Если аудитория имеет положительную установку на то, что будет говорить ора­тор, то ему нужно поставить перед собой цель укрепить эту установку и предло­жить четкую и конкретную программу действий, вокруг которой слушатели мо­гут сплотиться.

При отсутствии у слушателей определенного мнения целью оратора становит­ся сформировать его или убедить их действовать. Если аудитория не имеет ника­кого мнения, потому что она не информирована, оратор, прежде чем формировать у нее определенное мнение, должен дать достаточно информации, которая помо­жет слушателям понять суть дела. Нейтральная аудитория способна рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Поэтому стратегия оратора долж­на включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепле­ние их самой лучшей информацией, имеющейся у него.

Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что обсуждаемый вопрос им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой позиции. Для этого надо чаще использовать материал, обращенный к нуж­дам слушателей.

Если слушатели стоят на позиции умеренного несогласия с предложением ора­тора, то он может вполне прямо приводить им свои аргументы в надежде, что их весомость заставит аудиторию перейти на его сторону. Другая часть стратегии ора­тора должна состоять в том, чтобы ослабить установку слушателей и при этом не вызвать их враждебности. Для этого надо излагать материал объективно и пред­ставлять дело достаточно ясно, чтобы слегка несогласные с оратором люди захо­тели обдумать его предложение, а полностью несогласные хотя бы поняли его точ­ку зрения.



 


При враждебно настроенной аудитории ожидать полного переворота в уста­новках слушателей не приходится. Поэтому лучше приступить к теме издалека или выступить со скромным предложением, призывающим лишь немного изме­нить позицию слушателей. Это может по крайней мере заставить слушателей за­думаться о том, что сообщение оратора может иметь какую-то ценность. Позже, когда идея уже «пустит корни», оратор может предложить аудитории продвинуть­ся еще дальше.