Авторитет источника информации

Способность оказывать влияние на других во многом зависит от авторитета чело­века, оказывающего воздействие.

Авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому до­веряют решение тех или иных вопросов. Человек, являющийся для кого-то авто­ритетом, оказывает на него сильное воздействие. Больше того, авторитету легко подчиняются, не думая при этом, прав он или не прав, давая то или иное распоря­жение. Однако авторитет возникает в процессе деятельности специалиста, поэто­му он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства и опыта. Авторитет может быть нескольких видов и слагается из следующих ком­понентов.

Авторитет профессионала зависит от знаний и умений специалиста как пред­ставителя той или иной профессии.

Авторитет возраста: старший по возрасту обладает в глазах молодых людей авторитетом как более опытный человек.

Авторитет должности, т. е. более высокого социального статуса со всеми вы­текающими отсюда правами и обязанностями.

Нравственный авторитет как человека; отсутствие его может свести на нет все остальные компоненты авторитета специалиста.



Мы с детства приучены думать, что повиновение общепризнанным авторитетам является правильным, а неподчинение им - неправильным. Эта идея «красной нитью» проходит в пре­подаваемых нам родителями уроках, стихах, которые мы учим в школе, рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной и политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев... Религиозное обучение также вносит свой вклад в укоренение в сознании людей мыс­лей о необходимости повиновения авторитетам. Так, в Библии описывается, как неповино­вение высшему авторитету привело к потере рая Адамом, Евой и, вследствие этого, всем че-

 



 


 



ловечеством. Далее в Ветхом Завете мы находим историю, которая может быть названа библейским аналогом опыта Милграма. Это рассказ о готовности Авраама вонзить кинжал в сердце своего юного сына по приказу Бога, данному без всяких объяснений. Из этой исто­рии можно сделать вывод о том, что любое действие, даже бессмысленное и несправедли­вое, является правильным, если оно совершено по команде достаточно высокого авторитета. Тяжелое испытание было послано Аврааму Богом с целью проверки его на послушание. И Ав­раам - так же как и испытуемые в эксперименте Милграма, которые, возможно, получили один из первых уроков повиновения авторитетам именно от него, - выдержал испытание. Истории, подобные притче об Аврааме, а также исследования, подобные эксперименту Милграма, могут многое рассказать нам о социальной значимости повиновения авторитетам. Однако, с другой стороны, они могут ввести нас в заблуждение. Мы обычно не сильно стра­даем из-за необходимости выполнения требований авторитетов. Фактически наше подчине­ние часто имеет вид реакции щелк, зажужжало, протекающей при незначительном сознатель­ном размышлении или вовсе без него. Информация, полученная от признанного авторитета, может подсказать нам, как следует действовать в конкретной ситуации. В конце концов, как считает Милграм, согласие с диктатом авторитетных фигур очень часто имеет реальные практические преимущества. В детстве нам кажется, что эти люди (на­пример, родители, учителя) знают больше, чем мы, и мы обычно находим их советы полез­ными - отчасти из-за того, что мы считаем своих наставников весьма мудрыми, отчасти из-за того, что это они решают, когда нас надо награждать, а когда наказывать. Эти же факторы продолжают играть важную роль и тогда, когда мы взрослеем, хотя авторитетами для нас теперь становятся предприниматели, судьи и члены правительства. Поскольку эти люди име­ют больший доступ к информации и власти, чем мы, нам представляется логичным подчи­няться их требованиям. Такой взгляд на вещи приводит к тому, что мы часто повинуемся ав­торитетам даже тогда, когда это бессмысленно. ...Если мы осознаем, что повиновение авторитету является выгодным для нас, мы можем позволить себе быть автоматически послушными. Одновременно плюсом и минусом такого слепого подчинения является его механический характер. Мы считаем, что не должны думать; следовательно, мы и не думаем. ...Давайте рассмотрим пример, имеющий отношение к медицине... Врачи, обладающие большими познаниями и возможностями в этой жизненно важной области, занимают пози­цию уважаемых авторитетов... Никто не может опротестовать решение доктора, за исключе­нием разве что другого доктора более высокого ранга... В таком случае весьма вероятно, что... никто из нижестоящих на иерархической лестнице медиков даже не подумает о том, чтобы подвергнуть правильность его решения сомнению... Приведем в качестве примера показа­тельный случай... о котором сообщают Коэн и Дэвис. Доктор велел пациенту закапывать ушные капли в правое ухо, которое было воспалено и сильно болело. Но вместо того, чтобы напи­сать на рецепте полностью «правое ухо», доктор сократил предписание до следующей строч­ки: «Капать в пр. ухо» (place in R ear). Ознакомившись с рецептом, сестра, не долго думая, отправила требуемое количество ушных капель в анус пациента (Rear - зад). ЧалдиниР., 1999, с. 199-201.

 


В ряде случаев, несмотря на наличие всех компонентов, человек не оказывает на других людей должного воздействия. Происходит это по двум причинам. Во-первых, этот человек пренебрегает внешним оформлением своего поведения. Он



 


позволяет себе обижать людей злой шуткой, опаздывает на работу, приходит на работу несобранным. Во-вторых, он нередко не умеет оформить свое поведение, так как не обладает техникой выражения своего Я.

Для подчинения бывает достаточно видимости авторитета, так как люди под­вержены влиянию не только авторитетов, но и их символов: титулов, одежды, атри­бутов.

Титулы.Титул — это звание, даваемое человеку за его заслуги (народный ар­тист, заслуженный деятель, профессор) или передаваемое по наследству (князь, граф и т. п.). Титул определяет статус человека в обществе или профессиональ­ной сфере. Достаточно собеседнику узнать, что вы имеете какое-то звание, как его отношение к вам сразу меняется на более почтительное, а его поведение становит­ся более уступчивым, так как в его глазах вы делаетесь более высоким, а ваши слова приобретают больший вес. С другой стороны, неизвестность человека рез­ко снижает к нему и его делам доверие. Однажды Лев Толстой послал в редакцию короткий рассказ без подписи. Редактор раскритиковал рассказ и отказался его печатать.



Психологи Дуглас Петере и Стивен Сеси {Peters, Ceci, 1982) провели показательное исследо­вание, касающееся научных публикаций. Они взяли 12 статей, которые были опубликова­ны в пределах от 18 до 32 месяцев тому назад авторами из престижных университетов. Не изменив ничего, кроме имен и места работы авторов (в качестве места работы назывался никому не известный Центр человеческих возможностей Три-Вэлли), исследователи пред­ставили эти статьи в виде рукописей журналам, которые их уже опубликовали в свое время. Девять из двенадцати статей прошли незамеченными через процесс рецензирования и, что особенно показательно, восемь были отвергнуты, хотя каждая из этих статей не так давно была уже напечатана в этом же самом журнале после того, как ее представил на рассмотре­ние автор, работающий в престижном месте и имеющий большой авторитет в ученых кругах. Похожий, но менее научный эксперимент был проведен популярным писателем, который перепечатал слово в слово роман Джерзи Косинского «Шаги» и послал рукопись в 28 литера­турных агентств и издательских фирм через десять лет после того, как было продано почти полмиллиона экземпляров этой книги и ее автор был награжден Национальной книжной пре­мией. Рукопись, которая теперь была подписана неизвестным человеком, была отвергнута как не отвечающая требованиям всеми 28 издательскими организациями, включая и ту, где она первоначально была опубликована.

ЧалдиниР., 1999, с. 205-206.

 


Одежда.Вторым символом авторитета, который может заставить нас механи­чески подчиняться, является одежда. Не случайно в прежние времена одежда слу­жила символом власти и богатства человека, в связи с чем устанавливались даже правила, кто в какой одежде мог ходить в соответствии со своим сословием. Этот вопрос специально обсуждается в книге Г. В. Козловой (1980). В Средние века церковь диктовала в одежде ширину и длину платьев, длину носка обуви, количе­ство и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальны­ми эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Поэтому любой житель Европы, живший в то время, только взглянув на человека,



 


сразу понимал, к какому сословию он принадлежит. В Китае вплоть до XX в. социальное положение человека кодировалось фасоном и цветом халата (излюб­ленной одеждой китайцев). Халат хань желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цвета — престарелые сановники, красного и синего — герои. Студенты носили халаты т-дзу голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.

Р. Чалдини (1999) приводит данные Мауро (Маиго, 1984), который показал, что полицейские, одетые в традиционную униформу, в противовес людям, одетым в спортивную куртку и широкие брюки, оценивались испытуемыми как более справедливые, отзывчивые, умные, честные и добрые. Не случайно поэтому, пи­шет Р.Чалдини, в эксперименте Л. Бикмана (Bickman, 1974) люди выполняли тре­бования и просьбы чаще тогда, когда к ним обращался человек в униформе охран­ника, а не тогда, когда он был одет в обычную одежду.

Менее явным по сравнению с униформой свидетельством авторитета являет­ся хорошо сшитый деловой костюм, но и он оказывает на людей воздействие.



В ходе исследования, проведенного в Техасе, человек в возрасте тридцати одного года нару­шал правила дорожного движения, переходя улицу по красному сигналу светофора. В поло­вине случаев он был одет в тщательно отутюженный деловой костюм с галстуком; в другой половине случаев на нем были рабочие брюки и рубашка. Исследователи издали наблюдали за происходившим и подсчитывали количество пешеходов, продолжавших ждать на тротуаре зеленого сигнала светофора, и количество пешеходов, следовавших за человеком, пересе­кавшим улицу на красный свет. В три с половиной раза больше людей... срывалось за недис­циплинированным пешеходом, если он был одет в костюм (Lefkowitz, Blake, Mouton, 1955).

ЧалдиниР., 1999, с. 207.

 


Атрибуты. Вкачестве атрибутов авторитета могут выступать престижная мар­ка машины, драгоценности, награды, престижные международные или национальные премии (Нобелевская, Оскар в киноискусстве и т. д.), участие в богемных тусов­ках, светских раутах. В прежние времена регламентировались для людей разного сословия кареты, количество лошадей в упряжке, в доме количество окон, кото­рые могут выходить на улицу.



Исследование, проведенное в районе бухты Сан-Франциско, показало, что владельцы пре­стижных автомобилей пользуются особым уважением. Экспериментаторы обнаружили, что водители, прежде чем начать сигналить машине, остановившейся при зеленом свете светофо­ра, обычно ждали значительно дольше, если эта машина имела роскошный вид, а не явля­лась старой дешевой моделью. По отношению к водителю дешевой модели автолюбители не проявляли такого терпения: почти все машины сигналили, причем многие делали это не­однократно... Однако престижная модель имела такую пугающую ауру, что 50% водителей терпеливо ждали момента, когда эта машина тронется с места, не прикасаясь при этом к сиг­нальной кнопке {Doob, Gross, 1958). ЧалдиниР., 1999, с. 208.

 


Молодые учителя и руководители часто пытаются ускорить процесс форми­рования авторитета и встают на путь создания так называемого ложного авторите­та,который, по А. С. Макаренко, бывает нескольких разновидностей. Рассмотрим их на примере учителей, имея в виду, что то же относится и к взаимоотношениям руководителей с подчиненными.

Псевдоавторитет подавления основан на боязни учеников по отношению к учи­телю. Такие учителя забывают, что воспитание учащихся не сводится к послу­шанию.

Псевдоавторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением учителя с учениками. Такие учителя не учитывают, что успех школьников на уроках, на школьных олимпиадах и на соревнованиях — это общий успех учени­ков и учителя.

Псевдоавторитет дружбы возникает в том случае, когда учитель позволяет учащимся обращаться к себе как к товарищу-однокласснику, т. е. низводит свои взаимоотношения с учащимися до панибратства. Между учителем и учениками должна соблюдаться определенная дистанция, что показывает меру воспитанно­сти учащихся.

Псевдоавторитет чванства основан на хвастовстве, подчеркивании своих до­стоинств и заслуг.

Псевдоавторитет доброты часто выражается в уступчивости учителя. Напри­мер, учитель под давлением учащихся выставляет им хорошие оценки тогда, ког­да они их не заслужили.

Псевдоавторитет резонерства состоит в том, что учитель поучает учащихся, причем даже в тех вопросах, в которых он некомпетентен.

Псевдоавторитет педантизма выражается в беспрекословном соблюдении правил, заведенного порядка, порой не от сознательной дисциплинированности учителя, а от его бюрократического руководства.

Ложный авторитет может создаваться и непреднамеренно.

Бытует мнение, что признать свою ошибку — значит уронить свой авторитет в глазах других людей. Тот, кто так думает, вслед за этой ошибкой допускает и вто­рую: он убеждает других в том, что он всегда прав, создавая таким образом мне­ние о своей непогрешимости. Самое верное решение, если человек допустил про­мах в своем поведении, — открыто, в разумной и тактичной форме признать свою ошибку, например выразить сожаление по поводу того, что в прошлый раз он по­горячился и зря обидел другого человека.

В. М. Поголыяа (1997, 1998) выявила, что женщины, способные оказывать влияние на других, отличаются от остальных женщин тем, что им присущи неко­торые черты, традиционно считающиеся мужскими (догматизм, уверенность, само­регуляция) и у них слабо развиты «женские» черты (уступчивость, эмпатия). Влиятельные же мужчины отличаются от мужчин в целом тем, что им присущи определенные черты «фемининности» (доверие, невротичность) и у них слабо раз­виты некоторые «маскулинные» черты (например, авторитарность).

Выявлены и различия между мужчинами и женщинами с низким влиянием. Женщины с низким личным влиянием отличаются от женщин с высоким и сред­ним влиянием тем, что имеют самый высокий показатель удовлетворенности отношениями с близкими людьми, самоуважения, удовлетворенности жизнью.


Мужчины с низким личным влиянием, напротив, меньше всех удовлетворены жизнью и отношениями с близкими людьми, у них самое низкое самоуважение.

Результаты исследования позволили В. М. Поголыле считать, что ситуация с невлиятельными мужчинами более тревожна, чем с невлиятельными женщинами. Несмотря на имеющийся интеллектуальный потенциал, этим мужчинам труднее удаются компенсаторные формы влияния, они более остро переживают неудачи. Неудовлетворенность жизнью и отношениями с близкими им людьми усилива­ется за счет полоролевых стереотипов, предписывающих мужчинам быть незави­симыми, иметь более широкий, чем у женщин, круг влияния, не ограничивающийся семьей, и более высокий статус в деловой сфере. В социуме мужчинам предостав­лены более широкие возможности для реализации личного влияния, что наделяет их большей ответственностью за свой социальный статус, провоцируя при неуда­че развитие тревожности, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью.

В то же время социум, накладывая ограничения на сферы распространения женского влияния, способствует безболезненной адаптации женщин в современ­ном обществе в случае отсутствия способности личного влияния.