Раздел II. 3. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста

Современные направления исследований детской речи.Развитие речи детей - одна из ведущих задач детского сада. Устная речь - важнейшая форма речевого общения. Речь и ее значение для умственного воспитания, подготовки детей к обучению в школе. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи.

Создание программ по развитию речи, их достоинства и недостатки. Причины разделения программ по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.

Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.

Средства и методы развития речи детей.Средства осуществления программ воспитания и развития речи детей: обучение родному языку на занятиях; общение взрослых и детей; ознакомление с художественной литературой, ее использование для развития речи и всестороннего развития детей; речь воспитателя как средство развития речи детей. Методы и приемы развития речи детей в дошкольных учреждениях. Наглядные, словесные и практические методы, их характеристика. Словесные, наглядные и игровые приемы. Разнообразие методов и приемов, используемых на занятиях по развитию речи в детском саду.

Обучение родной речи и языку на занятиях.Занятия как одна из форм обучения детей родному языку. Проблема занятий по методике развития речи на современном этапе. Анализ разных точек зрения по данной проблеме. Методические принципы обучения родной речи и языку. Типы занятий. Дидактические требования к содержанию занятий и к их проведению. Способы активизации мыслительной деятельности и речи детей на занятиях.

Развитие речи детей на других занятиях (по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, по ознакомлению с природой, математике, физическому воспитанию). Формы организации работы по развитию речи в повседневной жизни.

Литературное образование детей.Роль детской литературы в общем и речевом развитии дошкольников. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений, их художественной формы и языка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественными произведениями. Принципы отбора литературных произведений для работы с детьми.

Формы работы с книгой в детском саду. Методика художественного чтения и рассказывания. Значение бесед по литературным произведениям. Требования к вопросам. Приемы формирования восприятия художественных произведений. Использование иллюстраций и их значение в понимании детьми содержания художественного произведения. Требования к иллюстрациям.

Ознакомление детей дошкольного возраста с фольклором. Значение фольклора, в общем, и речевом развитии детей. Работа над освоением образных средств выразительности. Чтение художественной литературы вне занятий. Пути ознакомления детей с творчеством писателей, поэтов. Значение этой работы. Условия формирования у детей устойчивого интереса и любви к художественной литературе.

Взаимосвязь разных сторон речи при обучении родному языку.Все аспекты структуры родного языка (фонетика, лексика, грамматика) как необходимое условие для овладения основной функцией языка – коммуникативной. Взаимосвязь развития связной речи со словарной работой. Закономерности и особенности овладения детьми лексикой. Основные линии работы со словом.

Формирование грамматического строя речи как основа развития связной монологической речи. Возрастная динамика онтогенеза грамматики. Задачи грамматической работы с детьми в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи, ее значение для развития речевого общения ребенка с окружающими, для интеллектуального развития и подготовки их к школе. Роль каждого элемента звуковой культуры в построении связного высказывания. Развитие связной речи как часть общеречевой работы. Виды связной речи. Задачи и содержание обучения связной речи. Необходимость обучения дошкольников всем видам рассказывания (описательные, сюжетные рассказы, пересказ).