Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.

Возникновение и развитие педагогической деятельности. Сущностная характеристика педагогической деятельности в современном обществе. Цели, содержание педагогической деятельности. Гуманистическая, творческая природа педагогической деятельности. Соотношение понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация».

Профессиональная компетентность педагогакак единство теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. Структура педагогической компетентности, отраженная в практических умениях и навыках успешного применения теоретических знаний. Совокупность организаторских, коммуникативных, аналитико-прогностических, проективных и др. умений педагога как профессиональная компетентность.

Профессиональная культура педагога и ее компоненты.Характеристика,соотношениепонятий «профессиональная культура», «педагогическая культура». Компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Ценностные основания педагогической культуры. Процесс решения педагогических задач как технологический компонент педагогической культуры. Педагогическое творчество и его специфика.

Общая характеристика системы образования. Сущность понятия«образование» в современной педагогике, его многоаспектность (Б.С. Гершунский). Образование как процесс; как социокультурное явление; как ценность; как система. Понятие о педагогической системе в образовании. Основные компоненты системы образования: образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, органы управления образованием. Отражение основных принципов государственной политики в Законе об образовании РФ: гуманистический характер образования; общедоступность, светскость образования и др. Приоритетные направления развития системы образования в РФ в Национальной доктрине развития образования (2000г.) и Концепции модернизации системы российского образования на период до 2010г. (2002г.), Национального проекта «Образование».

Состояние современной системы отечественного образования.Краткая характеристика основных идей реформирования отечественной системы образования на всех ее ступенях: переход на личностно-ориентированные модели обучения и воспитания учащихся, адаптация к социуму в рыночных условиях, переход на профильное обучение, формирование инициативной, саморазвивающейся личности и др.

Специфические черты образования в условиях реформирования в контексте идей Болонского процесса. Характеристика современных тенденций развития российского образования: гуманизация, демократизация, диверсификация, интеграция образования в общеевропейское пространство.