Достижения и проблемы неоструктурализма

Три описанные выше неоструктуралистские теории противоречат друг дру-
гу- Если прав Деметриу, и стадии развития различны в разных областях, то
не правы Паскуаль-Леоне и Кейс, считающие, что развитие во всех обла-
стях когнитивной сферы подчиняется одним и тем же закономерностям,
связанным с увеличением поля сознания. Но если прав Кейс с идеей раз-
личных уровней когнитивного развития, то не прав Паскуаль-Леоне, ко-
торый эти уровни отрицает. Казалось бы, очень просто провести исследо-
вания, которые установят, какая из теорий точнее отражает реальность.
Однако неопиажеанцы оказываются удивительно равнодушными к тому,
чтобы произвести экспериментальную критику соперничающих теорий. В
этом современные исследователи когнитивного развития отличаются от
психологов, работающих в области таких когнитивных процессов, как па-
мять или внимание. Так, в области памяти, как это видно из главы 6, был
проведен ряд экспериментов, направленных прямо против трехкомпонент-
ной теории.

Дело, по-видимому, заключается в том, что теория начинает подвергать-
ся систематической критике только тогда, когда ее приверженцы добива-
ются больших успехов и начинают претендовать на монопольное положе-
ние в своей области. Так, в 60-х годах XX века такую претензию на моно-
полию в сфере когнитивного развития демонстрировала теория Пиаже. От-
ветом стала разрушительная ее критика. Очень серьезными были в свое
время и претензии на окончательную истину трехкомпонентной теории и
селективных теорий внимания. Отсутствие жесткой критики неострукту-
рализма сегодня, пожалуй, может быть расценено как показатель того, что
этому течению, несмотря на вложенные усилия, остроумные теоретические
идеи и интересные эмпирические результаты, все еще далеко до того ав-
торитета, каким в свое время обладало пиажеанство.


Глава 12. Когнитивное развитие

Литература

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-
Центр, 2000.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

ВенгерЛ.А., Запорожец А.В., Зинченко В.II., Рузская А.Г. Восприятие и действие.
М.: Просвещение, 1967

ВенгерЛ.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Раздел III.
Психология развития // Психология. М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экс-
периментального психологического исследования. М., 1986.

Донаяьсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.
М., 1996.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Ментальная репрезентация: структура и динамика / Под ред. А.В. Брушлинс-
кого, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 1998.

Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психоло-
гии. М., 1980.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. М., 1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тревола, 1995.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагоги-
ческая академия, 1994.

Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.

Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной дспривации на интерсенсорное вза-
имодействие // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 32—48.

Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека//
Ментальная репрезентация: динамика и структура/Под. ред. А.В. Брушлин-
ского, Е.А. Сергиенко. М.: изд-во ИП РАН, 1998. Гл. II. С. 135—163.

Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Современная психология. М., Инфра-
М, 1999. С. 409-430.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология М., 1996.

Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967

Antell S.E.,Keating D.P. Perception of numerical invariance in neonates// Child Devel.
1983. Vol. 54. P. 695-701.

Baillargeon R. Rcprescntating the existence and location of hidden objects: object
permanence in 6- and 8-month-old infants// Cognition. 1986. Vol. 23. P. 21—41.

Baillargeon R. Object permanence in 3.5 and 4.5-month-oId infants // Developmental
Psychology. 1987. Vol. 23. P. 655-664.

Baillargeon R. Young infants' expectations about hidden objects: a reply to tree
challenges// Developmental Science. 1999. Vol. 2, № 2. P. 115—133.

Bornstein M.H. Two kinds of perceptual organization near the beginning of life//Aspects
of Devel. of Competence. W.A.Collins (Ed.). N.Y.Hillsdale, 1981. P. 39-91.

Buttenvorth C, Hopkins B. Hand-mouth coordination in the newborn baby // British
J. Devel. Psychol. 1988. Vol. 6. P. 303-314.


Список литературы

Butterworth,G.T., Jarrett N., Nicks L. Spatio-temporal identity in infancy: Perceptual

competence or conceptual deficit? // Developmental Psychology. 1982. Vol.18.

p. 435-449.
Butterworth G.E., Grover L. Joint visual attention, manual pointing and preverbal

communication in human infancy // Attention and performance XIII., M.

Jeannerod (Ed.), London; Erinbaum, 1989.
Butterworth G.E., Franco F. Votor development: communication and cognition // A

longitudinal approach to the study of motor development in early and later

childhood. Kalverboer L., Hopkins В., Gueze R.H. (Eds.), Cambridge University

Press. Cambridge, 1990.
Butterworth G., Harris M. Principales of developmental psychology. Erlbaum, 1994.
Carey S. Conceptual differences between children and adults // Mind and Language.

1988. Vol. 3. P. 67-82.
Case R. Intellectual development: Birth to adulthood. N. Y.: Academic, 1985.
Cox M. V. The child,s point of view. Hemel: Harvester. 1991.
DeLoache J.S. Rapid change in the symbolic functioning of young children // Science.

1987. Vol. 238. P. 1556-1557.
Diamond A.,Gilbert J. Development as progressive inhibitory control of action: retrieval

of contiguous object // Cognitive Devel. 1989. Vol. 4. P. 223—249.
Field T.M., Woodson R.,Greenberg R.,Cohen D. Discrimination and imitation of facial

expressions by neonates// Science. 1982. Vol. 218. P. 179—181.
FlavellJ.H., Flavell E.R., Green F.L. Development of the appearence — reality distinction

//Cognitive Psychology. 1983. Vol. 15. P. 95-120.
Flavell J. N. Developmental of children's knowledge about the mental world //Inter-
national Journ. Of behavioral development. 2000. Vol. 24. № 1. P. 15—23.
Fraiberg S. Insight from the blind. Comparative studies of blind and sighted infants.

N.Y., 1977.
Gelman R. Epigenetic foundations of knowledge structures: initial and transcendent

constructions // The epigcnesis of mind:essays on biology and cognition. Hillsdale,

N.J.: Lawrence Erbaum Associaties, 1991.
Goodale M.A.,Milner D.A. Separate visual pathways for perception and action // Trends

in Neuroscience. 1992. Vol. 15. P. 20—25.
Gopnik A. Conceptual and semantic development as theory change // Mind and

Language. 1988. Vol. 3. P. 197-216.
Hetherington E.M., Parke R.D. Child psychology. A contemporary viewpoint.

McGraw-Hill. Inc. New Jersy, 1993.
Hobson R.P. Autism and the Development of Mind. Hove, 1993.
Hofstein С von. The organization of arm and hand movements in neonate /

Neurobiology of Early Infant Behavior.Eds.C.von Euler, T.Forssberg, H.

Lagercrantz . L.: Macmillan, 1989. P. 129-142.
Hofstein С von, Vishton P., Spelke E.S., Rosander K., Feng Q. Predictive action in infancy:

head tracking and reaching for moving objects. Submitted manuscript. 1994.
In-Kyeong K. Spelke E. Perception and understanding of effects of gravity and inertia

of object motion //Developmental Science. 1999. Vol. 2. № 3. P.339-363.
Light P. Context .conservation and conversation Hove Lawrence Erlbaum Associates, 1988.
MacKeiie B.E.,Bigelow E. Detour behaviour in young human infants // British journ.of

Developm. Psychology. 1986. Vol. 4. №1. P. 139—148.
Mandler J.M., Bauer P.J. The cradle of categorisation: Is the basic level basic? //

Cognitive Psychology. 1988. Vol. 23. P. 263-298.
Meltioff A., Moor M.K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates//

Science. 1977. Vol. 218. P. 179-181.


Глава 13. Когнитивное развитие

MeltzoffA., Gopnik A. The role of imitation in understanding persons and developing

theories of mind // Baron-Cohen S., Tager-Flushberg H., Cohen D. (Eds.)

Understanding other minds: Perspectives from autism. Oxford: Oxford University

Press, 1996. P. 335-366.
Milner B. Effect of Brain lesions on card sorting // Archives of Neurology. 1963. Vol. 9.

P. 90-100.
Moore C. Theories of Mind in Infancy// British Journal of Developmental Psychology.

1996. Vol. 14. P. 19-40.
Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, Massachusetts: MIT

Press, 1991.
Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral

and Brain Sciences. 1978. Vol. 1. P. 515-526.
Repocholi B.M., Gopnik A. Early reasoning about desires: Evidance from 14- and 18-

monthsolds // Developmental Psychology. 1997. Vol. 33. P. 12—21.
Rieser J.J.,Doxey P.A.,McCarrell N.J., Brooks P.H. Wayfinding and toddlers' use of

information from an aerial view of a maze // Developm. Psychology. 1982. Vol.18.

№4. P.714-720.
Siegal M. Knowing children: experiments in conversation and cognition. L.: Lawrence

Erlbaum Associates Publishers,l991.
Spelke E.S. Perception of unity persistance and identify: thought on infants' concep-
tions of objects//Neonate Cognition. N.Y.,1985.P. 89-113.
Spelke E.S. Preferential-looking methods as tools for the study of cognition in infancy

// Measurement of Audition and Vision in the First Year of Postnatal Life. G.

Gottlieb, N.Krasnegor .Norwood (Eds). N.Y.: Ablex,1985. P.323-364.
Spelke E.S. Where perceiving ends and thinking begins: the apprehension of objects

in infancy// Perceptual development in infancy .The Minnesota Symposia on Child

Psychol. A. Yonas (Ed.). 1988. Vol. 20. P. 197-235.
Spelke E.S. Physical knowledge in infancy: reflections on Piagert's theory // Study in

Biology and Cognition.S.Carey R.Gelman (Eds.). Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1991-

P. 133-170.
Spelke E.S.,Breinlinger K.,Macomber J.,Jacobson K. Origins of knowledge //

Psychological Rev. 1992. Vol. 99. № 4. P. 605—632.
Spelke E.S., Philips A., Woodward A.L. Infants' knowledge of object motion and human

action // Causal cognition: A multidisciplinary debate. Sperber D., Premack D.,

Premack A. (Eds). Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 44-78.
Starkey P.,Cooper R.G Perception of number by human infants// Science. 1980. Vol.

210. P. 1033-1035.
Starkey P., Spelke E., Gelman R. Detection of intermodal numerical correspondences

by human infants //Science. 1983. Vol. 222. P. 179-181.
Thines G, Costall A., Butterworth G.E. Michotte's experimental phenomenology of

perception. Hillsdale, N.J.: Erbaum, 1990.
Trevarthen С Communication and Cooperation in Early Infancy: a description of

primary intersubjectivity// Before Speech: The Beginings of interpersonal

communication. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
Trevarthen С Development of Early Social Interactions and the Affective Regulation of

Brain Growth //Neurobiology of Early Infant Behavior. London, 1989. P. 191—206.
Wellman H.M. The child's theory of mind. Cambridge, MA: Bradford/MIT Press, 1990.
Wynn K. Addition and subtraction by human infants // Nature. 1992. Vol. 358,

P. 749-750.


Глава 14

Речевой онтогенез*

Развитие речи ребенка является особой линией и важнейшей стороной об-
щего когнитивного онтогенеза, а также социальной функцией первостепен-
ного значения. Неудивителен поэтому научный и практический интерес к
этому объекту. Исследования детской речи начались на первых же порах ста-
новления научной психологии, в конце XIX— начале XX столетия. Тогда
появилось значительное количество публикаций в нашей стране и за рубежом,
где описывались многие факты этого процесса (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоз-
дев, К. Бюлер, К. и В. Штерны и др.). Вклад в эту литературу внесли не толь-
ко ученые — психологи, биологи, лингвисты, но и люди других специаль-
ностей: интересующиеся родители, воспитатели, детские писатели. В резуль-
тате сбора разностороннего материала внешние проявления хода речевого
онтогенеза относительно давно оказались хорошо изученными.

Тем не менее природа речевой способности человека, скрытые механизмы,
движущие речевым онтогенезом, вклад природного и социального факторов в
этот процесс и многие другие проблемы до настоящего времени оставляют от-
крытое для исследований поле. Усилия исследователей направляются на то,
чтобы определить возрастные и индивидуальные нормы формирования разных
сторон речевой способности ребенка; рассматриваются данные усвоения деть-
ми языков разного типа, в условиях би- и полилингвизма; выявляются инди-
видуальные особенности речевого развития, формы отклонений от нормы в
речевом онтогенезе; исследуется мозговая обусловленность речевого процес-
са; обсуждается вопрос о его генетической обусловленности и т.п.

Основные факты речевого развития, как и их теоретическое понимание,
будут рассмотрены здесь в двух направлениях: раннее, так называемое
предречевое, относящееся к периоду жизни ребенка от рождения до года;
и от года до школьного возраста, до 7 лет. Эти периоды разделены пото-
му, что обычно в возрасте года (возможно и раньше, но чаще позднее) в
развитии малышей, в том числе речевом, происходят важные изменения,
в результате которых возникают качественно новые особенности в их пси-
хической и, в частности, речевой деятельности. Время перехода от пред-
речевого к речевому периоду неодинаково у разных вполне нормальных и
здоровых детей. Поэтому при разделении указанных периодов важен не
конкретный календарный момент, а качественные особенности развития,
проявление новых форм психологического функционирования.

* Написание данного раздела поддержано грантом РГНФ № 01-06-00241а.


Глава 14. Речевой онтогенез

Ранний речевой онтогенез (от рождения до года).
Развитие экспрессивной функции речи

Речевой онтогенез чаще рассматривается со стороны выразительных про-
явлений младенца. Действительно, целостная способность ребенка пользо-
ваться языком и говорить часто идентифицируется в обыденном сознании
с его способностью производить слова, предложения, последовательнос-
ти предложений. Нельзя, однако, упускать из виду, что сложнейшая по сво-
ей организации речевая способность человека включает по крайней мере
две более специальных функции (также крайне сложно организованных) —
продуцирования речи (так называемая экспрессивная речь) и ее восприя-
тия и понимания (так называемая импрессивная речь). Эти функции тес-
но взаимосвязаны в своем действии, однако существенно различны по сво-
ей природе, а их функционирование включает различные операции и раз-
личные органы человеческого тела. Так, в случае продуцирования устной
речи — это деятельность двигательных артикуляторных органов, в случае
восприятия устной речи — деятельность перцептивного органа слуха.

Различны также способы и подходы, с помощью которых исследовате-
ли получают научные данные об экспрессивной и импрессивной речи мла-
денцев. Изучение онтогенеза экспрессивной функции у младенца, особен-
но в предречевой период, опирается в основном на внешне выражаемые
двигательные и вокальные проявления, общий поведенческий абрис. Тем
самым ценные объективные данные получают в этом случае на основе на-
блюдений. По-другому обстоит дело с восприятием и пониманием речи на
раннем этапе онтогенеза. Перцептивные процессы младенца протекают
скрыто, трудно доступно для исследовательского глаза. Поэтому наблюде-
ние вряд ли может способствовать накоплению полезных фактов, и иссле-
дователи обращаются к другим экспериментальным процедурам.

В данном разделе будут рассмотрены истоки экспрессивной речи мла-
денца на временном отрезке онтогенза от 0 до 12—14 мес. Этот отрезок
обычно квалифицируется как предречевой, или дословесный. По его за-
вершении у нормально развивающегося ребенка, как правило, появляют-
ся первые слова. Ранее уже отмечалось, что в данном периоде (сенсомо-
торного интеллекта) Ж. Пиаже выделял несколько стадий; появление
каждой из них связано с возникновением новых психологических воз-
можностей младенца. В последующем изложении будет показано взаимо-
соответствие трех основных линий младенческого развития на каждой
стадии: а) двигательных проявлений; б) форм общения; в) вокализаций.

На первой стадии (первые 6 недель жизни ребенка) в поведении новорож-
денного преобладают прирожденные рефлексы, и развитие идет за счет
медленных пошаговых приспособлений простых рефлексов к условиям
внешней среды. Однако очень рано новорожденный обнаруживает зача-
точные формы общения с близкими. Так, присутствие матери уже в пер-
вую неделю жизни малыша оказывает успокоительное действие [Ляксо,
1996]. На 2-й неделе ласковое голосовое обращение к ребенку, тактильный


Речевой онтогенез (от рождения до года)

контакт с ним начинают вызывать реакцию сосредоточения и замирания
[Лисина, 1997].

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на
свет нормального ребенка сопровождается криком, и первые месяцы жизни
здоровые дети плачут достаточно много. Крик и плач новорожденного явля-
ется биологически полезной функцией, помогающей окружающим понимать
неблагоприятные для него ситуации и устранять их. Важно обратить внима-
ние на то, что у начальных голосовых проявлений новорожденных существует
сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с помощью во-
кализаций выражаются субъективные состояния малыша. На первом месяце
жизни с помощью крика и плача ребенок недифференцированно выражает
свои негативные состояния. В результате постепенного развития общих пси-
хофизиологических механизмов эти голосовые явления позднее оказывают-
ся способными выражать состояния позитивного знака, а затем при нормаль-
ном развитии ребенка превратятся в дальнейшем в его речь.

На второй стадии (обычно с середины второго по четвертый месяцы жизни)
прирожденные рефлексы под влиянием опыта и повторений преобразуют-
ся, возникают первые простые двигательные навыки. Механизмом возник-
новения новых возможностей Пиаже считает так называемые циркуляр-
ные реакции. Они состоят в том, что, совершив некоторую реакцию (по-
рой случайно), младенец затем многократно повторяет ее. Вследствие пов-
торения реакция закрепляется, образуя прочную схему, и таким образом
создается новая поведенческая форма. Первые случаи циркулярной реак-
ции обычно сосредоточены на теле ребенка — это так называемые «пер-
вичные циркулярные реакции». Типичным примером могут служить акты,
предваряющие схватывание: ребенок поскребывает предмет, привлекший
его внимание, пытается его схватить, отпускает и снова повторяет после-
довательность — скребет, схватывает, отпускает. Такие последовательные
действия повторяются многократно, в результате чего малыш научается бо-
лее или менее ловко удерживать предметы в руках.

Формы общения младенца со старшими на данной стадии становятся
более явными, расширяется сфера их проявлений. На втором—третьем ме-
сяцах жизни появляется так называемый комплекс оживления. Ребенок
реагирует на приближение взрослого радостным возбуждением — на лице
у него появляется улыбка, моторика тела усиливается, возникают неофор-
мленные вокализации.

Характерным феноменом в области общения становятся циркулярные
формы — повторяющиеся проявления одних и тех же реакций. Замечено, что
матери интуитивно улавливают циркулярность действий малышей. По дан-
ным западных исследователей, большинство игр, которые используют мате-
ри со своими малышами в это время, включают ритмические повторения воз-
действий на них, вызывающие повторяющиеся ответные реакции детей.

Изменения наблюдаются и в голосовых проявлениях младенца. В 2—4
мес появляются так называемые первичные вокализации, известные как
гуление, переходящее позднее в лепет (в англоязычной терминологии и то
и другое обозначается терминами babble, babbling). Первичные вокализа-


Глава 14. Речевой онтогенез

ции имеют спонтанный характер, проявляются у ребенка в состоянии спо-
койного бодрствования. На слух они воспринимаются как гласноподобные
звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых. Эти проявления, очевид-
но, имеют чисто биологические основания, поскольку по всему миру дети
гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. Гулят
и лепечут дети как нормально слышащие, так и глухие от рождения. Гуле-
ние — это первичная циркулярная форма голосовой активности малыша.
Она свидетельствует о «пробуждении» и постепенном нарастании через
повторение латентных двигательных программ.

На третьей стадии развития (приблизительно 5—8мес) циркулярные ре-
акции переходят во вторичную форму. Это понятие относится к более раз-
витым поведенческим формам. Возникают первые формы преднамерен-
ности, проявляющейся в нацеленности ребенка на объект, наличии про-
межуточных действий, служащих средством достижения цели, произволь-
ном приспособлении к новой ситуации.

Общение малыша с окружающими обнаруживает тенденцию к расши-
рению своей сферы и появлению реакций, которые могут быть сближены
с преднамеренными. В голосовых проявлениях младенца рассматриваемо-
го возраста сохраняются крик и плач, гуление переходит в форму, которую
можно квалифицировать как лепетную. Особенность лепета в его зрелой
форме составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неодно-
кратное повторение малышом одного и того же или сходных слогов, на-
пример, та-та-та, па-па, ма-ба-ба и т.п. Лепет также можно рассматри-
вать как форму развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей
элементы произвольного управления со стороны ребенка.

Для четвертой стадии (около 9—12мес) становится характерным отчетливое
проявление преднамеренных форм двигательного поведения. Достаточно
обычным становится теперь для ребенка достигать поставленной цели путем
преодоления препятствия на своем пути. В общении младенцев рассматри-
ваемого возраста с окружающими возникают и развиваются так называемые
конвенциональные, или условленные, формы общения [Бейтс, 1984]. Мла-
денец обращается ко взрослому в поисках помощи, подает побудительные сиг-
налы — хнычет, выражает беспокойство и т.п. Такого рода коммуникативные
сигналы становятся затем постоянными и понимаемыми общающимися сто-
ронами, т.е. конвенциализируются. Их внешнее выражение приобретает чер-
ты лаконичности, они как бы только намекают на желательное действие.

Голосовые проявления ребенка на данной стадии развития включают
плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейт-
ральной и позитивной ситуации — гуление и лепет. Дополнительно к этим
феноменам обнаруживается значимое для речевого развития явление про-
извольной, хотя и неоформленной вокализации — «младенческого пения».
Оно состоит в том, что малыш производит вокализации различной аффек-
тивной окраски. «Младенческое пение» завершает формирование досло-
весного «коммуникативного каркаса» у маленьких детей: оказывается
сформированной способность выразить в конвенциональной форме свои
желания в ситуации общения, побудить окружающих к их исполнению,


Речевой онтогенез (от рождения до года)

использовать для этого произвольно управляемые голосовые сигналы. Од-
нако сами голосовые сигналы остаются еще неоформленными, «дословес-
ными». И вот на исходе этого этапа психического развития обычно возни-
кают первые детские слова. Эти слова чрезвычайно специфичны, часто
мало похожи на соответствующие слова окружающих как по звучанию, так
особенно и по значению. И все же взрослые отмечают их появление и зна-
чимость для успешного психического развития ребенка.

Как же совершается этот таинственный переход к слову в жизни каж-
дого здорового ребенка?