Глава 8. Мышление

Мышление и творчество

Мышление тесно связано с открытием нового, творчеством. Известный
психолог начала XX века О. Зельц различал мышление продуктивное и ре-
продуктивное. Продуктивное мышление в отличие от репродуктивного
предполагает появление нового продукта: знания, материального объекта,
произведения искусства. Это различение использовал М. Вертхаймер, ко-
торый таким образом проводил грань между мышлением, основанным на
инсайте, новом понимании отношений между элементами, и заученными
навыками. В отечественной психологии разделение продуктивного и реп-
родуктивного мышления проводила З.И. Калмыкова. С этими исследова-
телями не согласен А. В. Брушлинский, который считает, что в самом по-
нятии мышления заложено появление нового. В противном случае речь
идет не о мышлении, а о памяти. Действительно, если мышление основа-
но на переходе от одного состояния репрезентации к другому (см. рис. 1),
то оно неизбежно связано с новизной.

Все сказанное, однако, не исключает того, что мышление может быть в
большей или меньшей степени творческим. Понятно, что заключение по
мокрой крыше о том, что прошел дождь, вряд ли можно поставить по сте-
пени творческой мысли на одну доску, например, с открытием Ньютоном
законов динамики.

Творчество тоже не может быть отождествлено с мышлением. Мыш-
ление, как говорилось выше, — один из видов познания. Творчество воз-
можно не только в познании. Наиболее ясный пример — творчество в ис-
кусстве. Основа искусства — создание прекрасного. Для этого часто тре-
буется познание, но не оно составляет сущность прекрасного. Из различ-
ных видов искусства литература, вероятно, несет в себе больше всего эле-
ментов познания. Например, психологический роман XIX века включал
много интересных психологических наблюдений. И хотя подобного рода
замечания о жизни придают дополнительный интерес художественной
литературе, не они составляют ее суть: ведь не будем же мы считать про-
изведением искусства учебник по психологии, даже если содержащиеся
в нем знания во много раз богаче тех, что можно найти во всех романах
Л. Толстого вместе взятых. В еще большей мере подобные замечания от-
носятся к музыке или живописи.