Монистическая и множественная трактовка памяти

История вопроса

Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX столетия. В двух
теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и пси-
хологии сознания) был намечен первый вариант решения проблемы отно-
сительно, основных разновидностей памяти.

Монистическая позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в
бихевиоризме, состояла в утверждении того, что, несмотря на видимое
различие типов и видов памяти, они отличаются друга от друга не прин-
ципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а прочность
ассоциаций — величиной отсрочки между научением (переработкой сиг-
нала) и воспроизведением.

Психология сознания, используя прежде всего данные интроспекции,
положила начало множественной (двойственной) трактовке памяти. Наибо-
лее ярким представителем этой линии исследования был Вильям Джеймс,
опубликовавший в 1890 г. работу «Принципы психологии». Он различал пер-
вичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют
впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память
имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается.
Вторичная память является постоянной. Ее содержание — это наши посто-
янные знания, для воспроизведения которых нужно приложить усилия.

Экспериментальные процедуры изучения памяти

Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экс-
периментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной
схеме была квантификация условий, при которых образуются и упрочива-
ются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта эксперимен-
тальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой ме-
тодологии лежит негласное допущение о том, что длительность физическо-
го действия стимула тождественна продолжительности его психологическо-
го воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса
его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психоло-
гического феномена памяти. При множественной трактовке памяти предпо-~
лагалось, что разные ее типы порождаются различными процессами.


Глава 5. Память