СОДЕРЖАНИЕ

Доклад

Государственного совета Российской Федерации
«О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Раздел 1. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации. 6

1.1. Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 6

1.2. Факторы развития малого и среднего предпринимательства в текущих экономических условиях 15

Раздел 2. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. 20

2.1. Новое позиционирование государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. 20

2.2. Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта. 31

2.3. Повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 49

2.4. Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. 89

2.5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам 113

2.6. Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений малого и среднего предпринимательства. 132

Раздел 3. Предложения рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по совершенствованию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 144

Приложение 1. Показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 153

Приложение 2. Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2014 гг. 157

Приложение 3. Изменение финансово-экономических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства – участников федеральной программы финансовой поддержки в 2011 году. 158

Приложение 4. Перечень обязательных сборов и платежей, имеющих сходство с налогами и сборами, взимаемых на территории Российской Федерации. 160


Введение

Возможность реализации частной предпринимательской инициативы и развитие малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения социальных и экономических задач.

Малый и средний бизнес России – это около 5,6 млн. субъектов предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник в России. Малое предпринимательство – это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. Именно малые компании делают деловую и общественную среду комфортной и удобной. Со средним бизнесом связано решение задач экономического развития и переход на путь инновационного развития.

В последнем ежегодном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации заявлен ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства: налоговый мораторий на 4 года, налоговые каникулы для вновь созданных производств, снижение контрольно-надзорного давления, «инвестиционный лифт».

Довольно многое делалось в данном направлении, однако следует отметить недостаточную эффективность реализуемых мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата – диверсифицированной экономики, ключевым элементом которой является малый и средний бизнес.

В частности, на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Только за 2013 – 2014 годы на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета было выделено более 135 млрд. рублей.

Однако, не смотря на значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, уровень развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в экономические показатели остаются низкими. Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20-21%, в структуре занятости населения – около 25%. На малые и средние компании приходится только 5-6% от общего объема основных средств и около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал.

Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП в Канаде и Японии составляет 57%, в Германии – 49%, в общем показателе занятости населения колеблется от 47% в Канаде до 77% в Японии.

Результаты анализа деятельности институтов развития федерального уровня показывают отсутствие скоординированной политики их продвижения и в целом недостаточную эффективность работы.

Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризиса. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Малое и среднее предпринимательство должно стать основой экономики посткризисного периода.

Основной целью настоящего доклада является выработка мер и условий для формирования этой экономики с позиций сохранения и развития малого и среднего бизнеса.

Ключевыми факторами, препятствующими реализации потенциала развития малого и среднего предпринимательства сегодня в России, являются:

- снижение спроса на продукцию сектора и проблемы нахождения рынков сбыта;

- низкая эффективность государственной поддержки;

- проблемы доступа к финансовым ресурсам;

- нехватка квалифицированных кадров.

Предлагаемая идеология поддержки предпринимательства базируется на следующих основных постулатах:

- малое предпринимательство, помимо экономической, несет в себе и социальную функцию, особенно в регионах и на территориях с малой численностью населения и низким уровнем экономического развития;

- предпринимательский потенциал и предпринимательская активность общества могут усиливаться и развиваться только в случае гарантированной стабильности фискальных и регулирующих условий, а также при наличии заинтересованности местных органов власти в развитии предпринимательства и их ответственности за результат;

- необходимо скорейшее формирование акселерационных механизмов.

Настоящий доклад «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства» обобщает итоги реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2014 годах, а также формулирует предложения по «переформатированию» системы поддержки бизнеса с учетом текущей экономической ситуации и основными направлениям государственной политики.

Определены возможные направления стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятиях. Данная задача может быть решена за счет расширения доступа предприятий к государственным закупкам, снятия барьеров для выхода на зарубежные рынки, формирования сбытовой и логистической инфраструктуры.

В целях повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представлены предложения по изменению принципов распределения федеральных субсидий на поддержку сектора, корректировке налоговой политики в целях снижения налоговой нагрузки на малые предприятия и в перспективе расширения доходной базы региональных и местных бюджетов, формированию системы налоговых стимулов на региональном и муниципальном уровне, повышению качества контрольно-надзорной деятельности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также тиражированию лучших практик по поддержке бизнеса на конкретных территориях.

В рамках доклада обобщены итоги реализации мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, сформулированы новые подходы к решению проблемы с доступом предпринимателей к финансовым ресурсам в условиях кризиса.

Обоснована необходимость принятия дополнительных мер, направленных на повышение качества регулирования трудовых отношений и упрощение формальных процедур на малых предприятиях, а также мер в сфере кадровой поддержки бизнеса.