Бортовое радиотехническое оборудование воздушных судов

В настоящем пособии задача детального (глубокого) изучения конкретного радиотехнического оборудования (РТО) не ставится - это задача специальных дисциплин. Здесь же основной целью является ознакомление с тем, какое РТО на борту имеется, какие функциональные задачи оно решает и, по возможности, какими методами (или на каких принципах).

РТО, устанавливаемое на борту ВС, обычно подразделяют на три группы- связное, радионавигационное и радиолокационное. Иногда в отдельную группу выделяют оборудование обработки и отображения информации.

По принципу реализации функций бортовое оборудование может являться автономным или работать совместно с наземными радиотехническими системами.

 

5.1 Связное оборудование

Проводная система внутрисамолетной связи

Основой внутрисамолетной проводной связи являются самолетные переговорные и громкоговорящие системы. Эти системы имеют набор пультов управления по числу абонентов, усилительные устройства и проводную сеть. Основными задачами внутрисамолетной связи являются:

осуществление переговоров между членами экипажа;

выход членов экипажа на внешнюю связь через соответствующие радиостанции;

прослушивание сигналов приемных устройств бортовых навигационных систем;

вещание музыкальных программ в пассажирские салоны самолета;

запись специальной информации для идентификации нештатных и аварийных ситуаций.

Переговорное устройство внутренней связи имеет абонентские аппараты первого и второго пилотов, штурмана, бортинженера и бортрадиста с авиагарнитурами. К щитку бортпроводника подключается микрофон и микротелефонная трубка. Для прослушивания сигналов радионавигационных систем в проводную сеть подключены выходы автоматического радиокомпаса(АРК), инструментальной системы посадки (СП),радиотехнической системы ближней навигации (РСБН), самолетной дальнометрии (СД) и радиовысотомера (РВ). Документирование информации осуществляется с помощью магнитофона, который имеет противоударную конструкцию и теплозащиту. Для выполнения операций по техническому обслуживанию самолета и его систем аппаратура внутренней связи имеет розетки в технических отсеках для подключения авиагарнитуры. Для записи переговоров членов экипажа дополнительно используются выносные микрофоны ,установленные в кабине самолета .