Ян Амос Коменский

Педагогика в средние века и эпоху Возрождения.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия и церковь.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Например, идеал рыцарского воспитаниявключал в себя жертвенность, по­слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа­ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе­ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль­чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме­ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж­де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи­ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах. Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то….»

В эпоху Возрождения идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Всестороннее развитие личности начинают связывать с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Виднейшими деятелями той эпохи были:

Хуан Вивес – испанский философ и педагог

Эразм Роттердамский – голландский мыслитель и педагог

Мишель Монтень – французский философ и педагог

 

Ян Амос Коменский

(1592-1670)

Чешский мыслитель, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. В своем капитальном труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные теории и организацию учебной работы с детьми. Многое в современной школе возникло из его дидактики: «Всеобщее образование (без различий наций, классов и пола), метод наглядного обучения, преимущество родного языка перед иностранным в обучении, режим и порядок школьной жизни, значение физических упражнений, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и т.д.» Метод обучения, который предлагал Коменский, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти к вершинам науки без окриков и побоев. Он предлагал учебные игры, написал книги «Школа-театр» и «Школа-игра». Школа, по Коменскому, - дом радости. Его девиз: «Никакого насилия над человеком!». Коменский выдвинул идею о непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет. Коменский первым ввел принцип наглядного обучения, издав учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы снабдить каждого ученика сведениями о самом основном в каждой науке». Идеи, выдвинутые Коменским более 350 лет назад актуальны и в наше время.