Глава 10

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка»

 

Мало иметь хороший ум, главное — хо-

рошо его применять.

Р.Декарт

 

В последние годы в педагогике обозначились новые тенден­ции, заключающиеся в изменении целеполагания в обучении и воспитании, усилении личностной ориентации содержания и технологий образования, направленных на созидание личности человека, дальнейшее углубление индивидуализации и диффе­ренциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческой и развивающей функций образования.

Область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и со­циального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане.

Образование нацелено на обеспечение адекватных достиже7 ниям мирового сообщества уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровня его ум­ственного развития, профессиональной квалификации и про­фессиональной компетентности.

В обновляющейся России образование выступает, пожалуй, единственной работоспособной технологической сферой, актив­но участвующей в становлении личности человека, сферой вос­производства ее жизненных идеалов, проектов, а также их реа­лизации. Оно становится приоритетной сферой не только накоп­ления знаний и формирования умений и навыков, но и созда­ния максимально благоприятных условий для выявления и раз­вития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принци­пов; сферой

 

С.269

трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

В Национальной доктрине отражены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, а также воспитания подрастающего поколения.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; осмысление новых тенденций в развитии образования, изменение его места и роли в общественных процессах; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, новых наукоемких техно­логий и экономики; создание основы для устойчивого развития России.

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. Профессиональное образование — это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности (Б.М. Бим-Бад).

Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям (А.Н. Лейбович).

Профессиональная подготовка в широком смысле — это организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования; в узком смысле — ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (А.Н. Лейбович).

Профессиональное образование в Российской Федерации является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. В учебных заведениях профессионального образования формируется, по существу, тот кадровый потенциал для социально-экономических реформ в России, который определит будущее страны.

Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным ин-

 

 

С.270

новациям и в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства и свою профессиональную деятельность.

Характерной особенностью современных образовательных программ становятся их обращенность к личности каждого отдельно взятого человека, направленность на реализацию его образовательных запросов независимо от возраста и уровня образованности, что способствует выполнению социального заказа, предъявляемого обществом к образовательной системе.

Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества требуют качественного преобразования характера и содержания профессиональной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования:

- повышения мобильности и конкурентоспособности в раз­личных профессиональных сферах деятельности;

- расширения профессионального поля этой деятельности;

- обеспечения квалифицированных специалистов, умеющих адекватно реагировать на постоянно меняющиеся приоритеты на рынке интеллектуального труда.

Профессиональное образование может рассматриваться в зависимости от подхода (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образования, как процесс, систему, деятельность, ценность, социальный институт.

В рамках данных подходов к характеристике профессионального образования стоит задача выявления его социальной сущности и направленности, структуры и функций. Значение профессионального образования для общества и личности позволяет рассматривать его как взаимосвязь и взаимодействие двух основных компонентов — производственно необходимого и социально необходимого образования. Конечно, в реальной действительности они переплетены и едины (хотя зачастую находятся в противоречивых отношениях между собой), и очень важно их функционально различать.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в со­ответствии с интересами, способностями и социально-экономическими потребностями общества.

 

 

С.272