Анализ рынка образовательных услуг. Позиционирование и сегментация рынка образовательных услуг
Больше всех рискует тот, кто не рискует.
И. Бунин
Поиск благоприятных рыночных возможностей, предоставляемых маркетинговой средой, можно вести как внутри самого образовательного учреждения, так и в условиях возникающих новых факторов во внешней среде.
Одним из универсальных и широко применяемых на практике инструментов поиска новых рыночных возможностей для образовательного учреждения является модифицированная матрица И. Ансоффа (см. табл. 8).
Рыночный сегмент — это часть целевого рынка, выделенная по определенному признаку (пол, возраст, образование, социальная группа, доходы, национальность и др.).
Маркетинговую стратегию образовательных учреждений при освоении рынка образовательных услуг можно реализовывать следующим образом:
- активизацией и оптимизацией рекламы путем конкретизации аудитории и аргументов, целенаправленности, выбора носителей рекламы;
- нахождением новых сегментов рынка образовательных услуг с учетом удовлетворения потребностей малознакомых сегментов, прогнозирования спроса на предложенные услуги;
- привлечением посредников;
- приближением образовательных услуг к потребителю через акцент на разработку новых эффективных форм и методов обучения, например использования дистанционных технологий;
- правом на выдачу государственного диплома и предоставлением льгот студентам;
- возрастанием полезности, комплексности образовательных услуг (две-три услуги в одном образовательном учреждении);
- ориентацией на индивидуальные запросы отдельных личностей, конкретных заказчиков, широким использованием модульности образовательных программ, особенно краткосрочных курсов;
С.247
Таблица 8/