Движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

 

Самое странное противоречие в человеке есть то,

которое существует между его мнениями и его интересами.

П. Буаст

 

Педагогический процесс обладает определенными свойствами. Важнейшим из них является развитие ребенка, учащегося, студента как целостной личности. Что способствует развитию человека? В чем состоит механизм развития?

М.А. Даниловым была высказана идея о том, что движущей силой педагогического процесса является противоречие, рассогласование, разногласие между чем-либо. При каких условиях противоречие превращается в движущую силу?

В качестве примера обратимся к физике. Электродвижущей силой является работа внешних (сторонних) сил, отнесенная к величине переносимого электрического заряда. Так и в педагогике должно быть

 

С.159

что-то извне, создание каких-то условий. В данном случае решающим условием превращения противоречия в движущую силу становится перенос противоречия «во внутренний план», т.е. оно становится противоречием самого обучающегося, осознается им как трудность (препятствие), которую необходимо преодолеть, чтобы достигнуть результата. Не всякое задание, задача, вопрос вызывают противоречие у обучаемого. Для этого педагог подбирает различные по сложности и трудности задания, задачи, упражнения и предлагает их обучаемым, используя принцип дифференциации обучения. Для того чтобы противоречие превратилось в движущую силу, обучаемый должен осознать несоответствие между имеющимися у него знаниями и умениями и необходимыми ему для разрешения возникшей проблемы.

Противоречия, возникающие в процессе обучения между требованиями поставленной задачи и уровнем развития учащихся, уровнем сформированности их знаний и умений, — основа движущей силы для развития.

Таким образом, движущими силами, активизирующими любой процесс, являются внутренние противоречия. Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, поскольку представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта (системы).

Противоречие это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. В своем развертывании противоречие проходит несколько ступеней: ступень 1 — различие; ступень 2 — поляризация; ступень 3 — столкновение; ступень 4 — антагонизм.

Высшим моментом в развитии противоречия является переход противоположностей друг в друга. На этой ступени осуществляются разрешение противоречия и переход системы из одного качественного состояния в другое.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречий.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся

 

С.160

источниками движения учащегося, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.

Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении, поэтому существует необходимость проектирования близких, средних и далеких перспектив, их конкретизации и принятия самими учащимися.

В качестве примера назовем два основных противоречия, которые являются источниками движущей силы образовательного процесса.

Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях влияет на содержание учебных программ, на деятельность педагога и учащихся. Оно разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, включением в педагогический процесс новых средств обучения, изучением познавательных возможностей учащихся.

Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью педагога и деятельностью учащегося разрешается путем обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.

Кроме того, выделяют объективные и субъективные педагогические противоречия.

Главное объективное педагогическое противоречие — это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

К объективным педагогическим противоречиям также относятся противоречия между:

- интересами личности и общества;

- коллективом и личностью;

- сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

- нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

Субъективные педагогические противоречия — это противоречия между:

- целостностью личности и функциональным подходом к ее воспитанию, односторонностью педагогического процесса;

- необходимостью применять обобщенные знания и умения в конкретных условиях и отставанием процесса получения этих знаний;

- индивидуально-творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

- определяющим значением деятельности в развитии личности и в основном словесным воспитанием;

 

С.161

возрастающей ролью гуманитарных предметов и технократизацией педагогического процесса и др.

Важно отметить, что не каждое противоречие выступает движущей силой образовательного процесса, а только то, разрешение которого имеет смысл для учащегося, осознается им как не­обходимость, соразмерно с познавательным потенциалом учащегося.

Структура процесса усвоения знаний зависит от логики образовательного процесса — одного из принципиальных вопросов теории обучения. Логика учебного процесса — это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике образовательного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими; какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать; какие вопросы, какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.