Глава 5

ДИДАКТИКА — ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Сущность образовательного процесса

 

Как легко дать предмету новое назва-

ние, так трудно изменить его сущность.

Ш. Монтескьё

 

Образовательный и педагогический процессы во многом синонимичные понятия. В одних странах (Германия, Польша, Россия и др.) существует термин «педагогика», в других (англоязычные страны) — этого термина нет, но есть термин «education» — образование. Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других — «педагогический процесс». В России используются оба понятия. Вариант «образовательный процесс» употребляется тогда, когда хотят раскрыть общественную сторону явления. В других случаях это понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

В современной педагогической науке пытаются установить сущность образовательного процесса. Известно, что понятие «процесс» определяется как закономерное, последовательное из­менение явления, его переход в другое явление. Для того чтобы раскрыть сущность образовательного процесса, необходимо:

- определить этапы процесса. Следует иметь в виду, что этап процесса — это не любой произвольно выделенный его период, а такая часть процесса, которая имеет внутреннюю целостность и относительную самостоятельность;

- проанализировать, каким образом в результате взаимодействия преподавателя и учащегося на каждом этапе происходит достижение промежуточной цели, какое воздействие это оказывает на результат последующего этапа и на цель всего процесса;

- выявить место и роль участников образовательного процесса на разных его уровнях представления.

Образовательный процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой,

С.157

направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. В результате их решения происходят изменения в обученности, обучаемости, развитости учащихся, в их ценностных отношениях.

Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, систематизирующим фактором которой является образование человека. Педагоги и учащиеся как деятели, субъекты являются главными компонентами образовательного процесса.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение учащимися опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и учащихся на содержательной основе с использованием разнообразных средств представляет собой сущностную характеристику педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и обучения, что означает, что она полностью подчиняется целям образования.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

Понятие «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т. п. Общее определение задачи приводится в теории деятельности А.Н. Леонтьевым: задача — это «цель, данная в определенных условиях». Этим определением пользуется С.Л. Рубинштейн и рассматривает задачу как «цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с усло­виями, которыми она задана». Ряд психологов (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский) приводят такое определение задачи: «Задача (проблема) — цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств». Наряду с понятием «задача» в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются понятия «задание», «проблема», «проблемная ситуация» (учебная или воспитательная) и др.

С незапамятных времен понятие «задача» использовалось и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Принятое в психологии понимание задачи как цели, соотнесенной с условиями ее достижения, еще только вхо-

 

С.158

дит в педагогику, несмотря на то что многие ученые-педагоги давно обратились к исследованию задач разного типа и с разными целями в своих работах (М.А. Данилов, И.К. Журавлев, В.И. Загвязинский, Ю.М. Конягин, Л.М. Фридман и др.).

Педагогическая задача — это задача, направленная на формирование определенных позитивных свойств личности учащегося или группы учащихся.

Такая задача должна удовлетворять следующим условиям:

- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;

- являться общей при реализации любых педагогических целей;

- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Кроме педагогических задач в реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и учащихся возникают разнообразные ситуации.

Под педагогической ситуацией следует понимать педагогическую задачу, соотнесенную с целью деятельности педагога и учащихся и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация представляет собой состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности.