Воспитание патриотизма и интернационализма

 

Патриотизм — убеждение, что твоя

страна лучше других потому, что именно

ты в ней родился.

Б. Шоу

 

Патриотизм и интернационализм — важнейшие моральные качества человека. Они выступают как составные части его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народностям.

 

С.151

Патриотизм и интернационализм являются ключевыми понятиями педагогики межнационального общения.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) определяется в философии как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

Патриотизм как высшая нравственная ценность включает такие составляющие, как любовь к семье, Родине, родному языку; знание истории своей Родины, уважение традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать Родину; осознание своего гражданского и патриотического долга, готовность служить интересам Родины; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Патриотизм — естественное чувство каждого человека. Родившись, человек постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ Родины возникает вместе с осознанием собственного «Я». В дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.

В последние годы наметилась тенденция постепенной утраты традиционного российского патриотического сознания. В некоторых регионах страны патриотизм начал перерождаться в национализм.

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и через добровольно-принудительные игры, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек не задумываясь встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине любовь.

Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в целом. Патриотическое воспитание — это воспитание у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть обеспечение их познания и

 

С.152

осознания своей малой Родины. В дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами». Разгромленная в 1929 г. краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место.

Патриотизм рассматривается прежде всего как любовь к своему Отечеству и является глубоким и сильным человеческим чувством.

На повестке сегодняшнего дня стоит задача воспитания гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой Родиной, свою российскую идентичность.

Принципиально новые задачи, поставленные XXI в. перед системой образования, требуют переосмысления используемых педагогических категорий, понятий, дефиниций, расширения понятийного поля педагогики. Решение новых государственно-общественных проблем, которые возникают в области воспитательной работы, в значительной мере замедляет недостаточное законодательное, нормативно-правовое, научное, финансово-экономическое, кадровое и управленческое обеспечение идущих процессов. Необходимо отметить и дефицит внимания законодательства РФ к вопросам воспитания молодежи, которое рассматривается в основном в контексте образования.

Неопределенность духовно-нравственных ориентиров в воспитании молодежи привела к отсутствию четкого социального заказа семье, школе, образовательным учреждениям, что негативно сказывается на поведении и убеждениях молодых людей. Социально-педагогическая диагностика, социологические исследования показывают радикальное изменение ценностей и приоритетов молодежи в новой России и их глубокую дифференциацию по регионам, социумам, уровню образования, возрасту и т.д., что нельзя не учитывать при неформальной организации воспитательной работы. Так, новой, ранее нефиксируемой ценностью стало «желание родиться за границей» (32,1 % от числа опрошенных, еще 21,6 % затруднились ответить на этот вопрос). В качестве основных причин этого выделены: низкий уровень жизни в РФ (45,6 %), низкая правовая и социальная защищенность (23,2%), низкий культурный уровень в обществе (10%), трудности проявления своих способностей в России (12,4%) (И.П Смирнов, Е.В. Ткаченко). Настораживающей тенденцией является завышенная самооценка молодых людей, их некритическое отношение к себе. Разный уровень требовательности к обществу, государству и к самим

 

С.153

себе свидетельствует о нерегулируемых обществом тенденциях формирования жизненных ценностей молодежи.

События последнего двадцатилетия дают все основания полагать, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения России; в стране не удалось создать достаточно справедливую систему общественно-государственных отношений, резко снижено воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Очевидным становится возрастающее отчуждение учащейся молодежи от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических ориентиров, агрессивность, экстремистские тенденции), образовательных учреждений (потеря интереса к учебе, знаниям), семьи (ослабление воспитательной функции родителей), коллектива (ослабление общественной активности молодежи) и даже от самих себя (деформация сознания).

Находясь в условиях идеологического «вакуума», российское общество ведет поиск новой идеологии, под которой в первом приближении следует понимать систему идей, способных сплотить россиян, активизировать их интеллект, волю и силы для выхода России из затяжного кризиса, стимулировать их патриотические чувства и оптимизировать их деятельность.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие — «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм — принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на

 

С.154

общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Чрезмерное увлечение как патриотизмом, так и интернационализмом может породить негативные явления, что, в свою очередь, не способствует принятию конструктивных решений в воз­никающих конфликтных ситуациях.

Крайнее проявление интернационализма — космополитизм, который можно определить как отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма. Космополиту безразлична судьба своего народа, своей Родины, а важно прежде всего собственное благополучие.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

Нельзя воспитывать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Серьезное внимание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции человека. Именно практическая деятельность в масштабах образовательного учреждения, города или даже области стимулирует гражданскую активность, позволяет перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова.

Общение, игра, учеба и труд являются не только видами деятельности, но и важнейшими факторами (средствами) воспитания, в том числе и воспитанием толерантности, культуры межнационального общения.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что собой представляет воспитательная система?

2. Назовите и охарактеризуйте компоненты воспитательной системы.

3. Как вы понимаете выражение «Человек не средство, а цель»?

С.155

4. Каковы критерии развитости воспитательной системы?

5. Дайте определение гуманистической системы воспитания и назовите характерные признаки такой системы (на примере школы, вуза, фирмы, предприятия).

6. Используя рекомендуемую литературу, приведите характеристику одной из воспитательных систем (по выбору), обращая внимание на содержательные характеристики ее компонентов.

7. Какие общие педагогические факторы использовались в афинской и спартанской системах воспитания?

8. Каковы цели воспитательной системы Спарты?

9. Каковы цели воспитательной системы Афин?

10. Почему рыцарская система воспитания пришла в упадок?

11. Для детей какого сословия была разработана воспитательная система Дж.Локка?

12. В чем заключалась система воспитания иезуитов? В чем сущность ее «антиличностного» содержания?

13. Какова цель воспитательных систем советского периода?

14. Опишите известную вам авторскую воспитательную систему.

15. 15. Приведите характеристику воспитательной системы известного вам образовательного учреждения.

16. Каковы основные составляющие межнациональной культуры?

17. Какую роль в культуре межнационального общения играет язык?

18. Какие принципы лежат в основе культуры межнационального общения?

19. Обоснуйте взаимосвязь понятий «патриотизм», «национализм» и «интернационализм».

20. Что означает понятие «толерантность»? В чем проявляется толерантность педагога?

21. Какова роль религии в формировании культуры межнационального общения?

22. Какова специфика формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе?

 


С.156