ВВЕДЕНИЕ
Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
В г. Обнинске кАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра управления в экономических и социальных системах
БАКАЛАВРИАТ
Направление: Менеджмент
Форма обучения: заочная
Курсовая работа
По дисциплине «Управление организацией»
На тему «Планирование как функция менеджмента»
Исполнитель студентка:
3 курса БМ5-12/НФгруппы | ______________________ Подпись студента | Байдулаева М. Ш. |
Проверил:
Кандидат технических наук, доцент | Сотников А. А. | |
Оценка: ____________________ | _____________________ Подпись преподавателя |
Обнинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................3
1. Планирование как функция менеджмента
1.1. Сущность функции планирования…………………………………….4
1.2. Виды планирования……………………………………………………8
2. Сущность тактического и стратегического планирования в организации
2.1. Тактическое планирование в организации………………………….12
2.2. Стратегическое планирование в организации………………………14
3. Планирование в организации на примере компании ООО «К-Раута Рус»
3.1. Общая характеристика организации………………………………...18
3.2. Анализ планирования предприятия………………………………….19
3.3. SWOT-анализ………………………………………………………….20
3.4. Конкурентная среда…………………………………………………..22
Заключение...........................................................................................................24
Список использованных источников.................................................................26
ВВЕДЕНИЕ
Ничто не стоит на месте. Чтобы жить и развиваться каждая организация должна постоянно находиться в движении: перед сотрудниками ставятся определенные задачи, которые выполняются; на смену выполненным приходят новые задачи и т. д. Любое движение должно иметь определенную цель. Как функция менеджмента, планирование как раз и определяет цели, а также шаги к их достижению. На этапе планирования определяются задачи для организации, способы их выполнения, а также выделяются финансовые средства под задачи. Специалисты относятся к бизнес планированию как к важнейшей функции менеджмента, поскольку только таким образом можно принимать своевременные, а не поспешные решения, ставить четкие задачи и разрабатывать грамотные шаги для их выполнения.
Целью данной работы является рассмотрение планирования как функции менеджмента, его значения в процессе управления в современных условиях. Для достижения поставленной в работе цели решались следующие задачи:
· Раскрыть сущность функции планирования
· Рассмотреть виды планирования в организации
· Раскрыть особенности тактического и стратегического планирования
· Определить значение функции планирования в организации в современных условиях
· Рассмотреть планирование на примере организации ООО «К-Раута Рус»
Объектом данного курсового исследования является процесс управления организацией.
Предмет исследования — планирование.
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и документов, обобщение.
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования являются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач [5, с. 86].
План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:
· не понимают поставленных целей, будущих задач;
· хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
· теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.
Применение планирования:
· улучшает координацию действий в организации;
· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
· улучшает информационный обмен в организации;
· способствует оптимальному распределению ресурсов;
· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
· стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров - к большей обоснованности и реализации своих решений;
· улучшает контроль в организации [10, с. 160].
Ведущий американский менеджер Ли Якокка ввел систему задавать ведущим работникам на каждом уровне следующие вопросы:
· какие задачи вы ставите на ближайшие 3 месяца?
· каковы ваши планы, приоритеты, надежды?
· что вы намерены предпринять для их осуществления?
Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений.
Планирование - «это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством» [2, с. 185].
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
1. выработку общих целей предприятия;
2. детализацию и конкретизацию целей;
3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
4. контроль за достижением целей.
Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы (табл. 1). А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты хорошей программы действия»:
· единство;
· непрерывность;
· гибкость;
· точность.
Позднее, современный ученый-экономист Р. Акофф назвал еще один принцип – участие.
Таблица 1. Принципы планирования
Принципы | Краткая характеристика |
Единство | планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей |
Участие | означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности |
Непрерывность | процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок: -изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана; - не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере |
Гибкость | заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными |
Точность | связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия |
Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение [10, с. 161].
Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, - больших или малых, - является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий - деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Выделяются различные виды планирования.
· Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
· Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности [4, с. 113].
Виды планирования по срокам:
1. Долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
2. Среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
3. Краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов.
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.
Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:
1. Стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов;
2. Тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов;
3. Оперативное - реализация данной возможности) [8, с. 75].
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
· полнота (требуется учесть все);
· детализация (глубина ее определяется целью планирования);
· точность;
· простота и ясность;
· непрерывность;
· эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
· выравнивание при планировании (учет «узких мест»);
· экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
1. Объект планирования (что планируется);
2. Субъект планирования (кто планирует);
3. Период (горизонт) планирования (на какой срок);
4. Средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
5. Методику планирования (как планировать);
6. Согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают:
· последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);
· скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;
· жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);
· гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
Основными признаками стратегического планирования являются:
· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;
· носитель идеи планирования - высший менеджмент;
· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;
· горизонт планирования – долгосрочное;
· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;
· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала [7, с. 214].
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
· носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента;
· задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;
· горизонт - короткие и средние сроки, глубина - детализация планов;
· диапазон - ограниченный спектр альтернатив;
· основа - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.
Вывод: современная экономика — это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия.
Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ТАКТИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тактическое планирование имеет дело с решением о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей [7, с. 215]. Текущее планирование является этапом реализации стратегического плана фирмы. За отправную точку текущих планов в рыночной экономике принимается прогноз сбыта продукции на текущий год. Кроме этого, в отличие от стратегического плана несколько меняются формы представления результатов текущих планов.
Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Текущие планы охватывают годовой период и имеют ряд отличительных черт [1, с. 34].
Их составление является исключительной функцией руководителей отделов и подразделений (функциональных руководителей) [4, с. 129].
Это обеспечивает вовлечение в процесс разработки стратегических планов тех менеджеров, которые непосредственно занимаются их внедрением в производство. Окончательный вариант текущих планов формируется на основе производственной стратегии и общих целей фирмы, и он же является основой для ведения дел согласно поставленным целям.
Текущие планы разрабатываются с тем, чтобы все подчиненные, ответственные за внедрение долгосрочной стратегии, имели четкое представление о том, что, как и когда они должны сделать, чтобы цели, стоящие перед ними, были достигнуты. Кроме того, текущие планы обеспечивают механизм, с помощью которого главные менеджеры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегического плана.
Краткосрочные планы разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы, на основе поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, а затем конкретизируются для отдельных цехов на квартал или на месяц. В задачу краткосрочного планирования входит обеспечение производства продукцией и услугами с минимальными затратами.
Если говорить конкретно, то речь в данном случае должна идти о планировании привлечения необходимого количества работников, использования производственных мощностей, материальных затрат. Обычно для годичного периода производственные мощности постоянны, и из расчетов их можно исключить, а поэтому на первый план здесь выдвигается планирование материально-технического обеспечения производства и планирование численности занятых на нем. Помимо этого в годовом разрезе составляются финансовые планы, планы научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проведения социальных мероприятий, повышения квалификации работников и пр.
Руководители нижнего звена каждой организации должны разрабатывать три различных типа планов (табл. 2) для ежедневного контроля за производственным процессом и его соответствием общей стратегии корпорации.
Таблица 2. Типы планов
Тип плана | Роль в системе планов | Форма, в которой разрабатывается план |
Функциональные планы | Помощь при внедрении стратегического плана корпорации | Ключевые краткосрочные цели и тактические подходы к решению насущных проблем, возникающих на данном этапе в каждой из функциональных сфер |
Единовременные планы | Содержит указания по осуществлению действий, носящих разовый характер | Программы, проекты |
Стабильные планы | Стандартизируют решения по регулярно повторяющимся операциям, процессам | Правила и инструкции, рекомендации, свод стандартов, нормативные планы |
Функциональные планы необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Единовременные планы обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Так, например, в корпорации может быть разработан единовременный план по организации помощи в поисках работы тем, кто был уволен в соответствии с программой сокращений. Стабильные планы обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде [3, c. 151].
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегическое управление - это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем [6, с. 171].
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений [9, с. 204].
Стратегия в управлении - это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять. Стратегическое планирование - процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации (каждого ее подразделения).
Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений:
1. Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия;
2. Сфера бизнеса – вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т. д.;
3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса;
4. Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности;
5. Программы и планы – это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.
Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
1) анализ среды - является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окруженияисследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации;
2) определение миссии и целей организации - формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; определение долгосрочных целей; определение среднесрочных целей;
3) формирование и выбор стратегии - формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации;
4) реализация стратегии формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации;
5) оценка и контроль выполнения стратегии - Результаты реализации стратегии оцениваются,и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Основные принципы стратегического управления:
1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии: необходим прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.
2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации: развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами.
3. Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией.
Стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Существование четкой стратегии и процесс ее формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды как с финансовой стороны, так и с чисто психологической. Таким образом, любой руководитель, применяющий основополагающие элементы стратегического планирования, с меньшими затратами может достигнуть эффективности в работе.
Вывод:планирование как важнейшая функция менеджмента должна осуществляться на любом предприятии, которое во главу угла ставит развитие и рост, а не только сиюминутную финансовую выгоду. Планирование — способ для компании развиваться динамично, последовательно и без лишних финансовых затрат.
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «К-РАУТА РУС»