ВВЕДЕНИЕ

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

В г. Обнинске кАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Кафедра управления в экономических и социальных системах

 

БАКАЛАВРИАТ

Направление: Менеджмент

 

Форма обучения: заочная

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Управление организацией»

 

На тему «Планирование как функция менеджмента»

 

 

Исполнитель студентка:

3 курса БМ5-12/НФгруппы ______________________ Подпись студента Байдулаева М. Ш.

Проверил:

Кандидат технических наук, доцент   Сотников А. А.
Оценка:   ____________________     _____________________ Подпись преподавателя  

Обнинск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................3

1. Планирование как функция менеджмента

1.1. Сущность функции планирования…………………………………….4

1.2. Виды планирования……………………………………………………8

2. Сущность тактического и стратегического планирования в организации

2.1. Тактическое планирование в организации………………………….12

2.2. Стратегическое планирование в организации………………………14

3. Планирование в организации на примере компании ООО «К-Раута Рус»

3.1. Общая характеристика организации………………………………...18

3.2. Анализ планирования предприятия………………………………….19

3.3. SWOT-анализ………………………………………………………….20

3.4. Конкурентная среда…………………………………………………..22

Заключение...........................................................................................................24

Список использованных источников.................................................................26

ВВЕДЕНИЕ

 

Ничто не стоит на месте. Чтобы жить и развиваться каждая организация должна постоянно находиться в движении: перед сотрудниками ставятся определенные задачи, которые выполняются; на смену выполненным приходят новые задачи и т. д. Любое движение должно иметь определенную цель. Как функция менеджмента, планирование как раз и определяет цели, а также шаги к их достижению. На этапе планирования определяются задачи для организации, способы их выполнения, а также выделяются финансовые средства под задачи. Специалисты относятся к бизнес планированию как к важнейшей функции менеджмента, поскольку только таким образом можно принимать своевременные, а не поспешные решения, ставить четкие задачи и разрабатывать грамотные шаги для их выполнения.

Целью данной работы является рассмотрение планирования как функции менеджмента, его значения в процессе управления в современных условиях. Для достижения поставленной в работе цели решались следующие задачи:

· Раскрыть сущность функции планирования

· Рассмотреть виды планирования в организации

· Раскрыть особенности тактического и стратегического планирования

· Определить значение функции планирования в организации в современных условиях

· Рассмотреть планирование на примере организации ООО «К-Раута Рус»

Объектом данного курсового исследования является процесс управления организацией.

Предмет исследования — планирование.

В работе использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и документов, обобщение.

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования являются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач [5, с. 86].

План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:

· не понимают поставленных целей, будущих задач;

· хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

· теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;

· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования:

· улучшает координацию действий в организации;

· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;

· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;

· улучшает информационный обмен в организации;

· способствует оптимальному распределению ресурсов;

· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;

· стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров - к большей обоснованности и реализации своих решений;

· улучшает контроль в организации [10, с. 160].

Ведущий американский менеджер Ли Якокка ввел систему задавать ведущим работникам на каждом уровне следующие вопросы:

· какие задачи вы ставите на ближайшие 3 месяца?

· каковы ваши планы, приоритеты, надежды?

· что вы намерены предпринять для их осуществления?

Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений.

Планирование - «это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством» [2, с. 185].

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

1. выработку общих целей предприятия;

2. детализацию и конкретизацию целей;

3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

4. контроль за достижением целей.

Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы (табл. 1). А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты хорошей программы действия»:

· единство;

· непрерывность;

· гибкость;

· точность.

Позднее, современный ученый-экономист Р. Акофф назвал еще один принцип – участие.

Таблица 1. Принципы планирования

Принципы Краткая характеристика
Единство планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей
Участие означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности
Непрерывность процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок: -изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана; - не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере
Гибкость заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными
Точность связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия

Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение [10, с. 161].

Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, - больших или малых, - является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.

Осознание организационных стратегий - деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Выделяются различные виды планирования.

· Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы

· Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности [4, с. 113].

Виды планирования по срокам:

1. Долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);

2. Среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);

3. Краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

Разновидности планов.

Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.

Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.

Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.

Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:

1. Стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов;

2. Тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов;

3. Оперативное - реализация данной возможности) [8, с. 75].

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

· полнота (требуется учесть все);

· детализация (глубина ее определяется целью планирования);

· точность;

· простота и ясность;

· непрерывность;

· эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);

· выравнивание при планировании (учет «узких мест»);

· экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

1. Объект планирования (что планируется);

2. Субъект планирования (кто планирует);

3. Период (горизонт) планирования (на какой срок);

4. Средства планирования (например, компьютерное обеспечение);

5. Методику планирования (как планировать);

6. Согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Различают:

· последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

· скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;

· жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

· гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

Основными признаками стратегического планирования являются:

· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;

· носитель идеи планирования - высший менеджмент;

· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;

· горизонт планирования – долгосрочное;

· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;

· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала [7, с. 214].

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

· носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента;

· задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

· горизонт - короткие и средние сроки, глубина - детализация планов;

· диапазон - ограниченный спектр альтернатив;

· основа - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

 

Вывод: современная экономика это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия.
Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ТАКТИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Тактическое планирование имеет дело с решением о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей [7, с. 215]. Текущее планирование является этапом реализации стратегического плана фирмы. За отправную точку текущих планов в рыночной экономике принимается прогноз сбыта продукции на текущий год. Кроме этого, в отличие от стратегического плана несколько меняются формы представления результатов текущих планов.

Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Текущие планы охватывают годовой период и имеют ряд отличительных черт [1, с. 34].

Их составление является исключительной функцией руководителей отделов и подразделений (функциональных руководителей) [4, с. 129].

Это обеспечивает вовлечение в процесс разработки стратегических планов тех менеджеров, которые непосредственно занимаются их внедрением в производство. Окончательный вариант текущих планов формируется на основе производственной стратегии и общих целей фирмы, и он же является основой для ведения дел согласно поставленным целям.

Текущие планы разрабатываются с тем, чтобы все подчиненные, ответственные за внедрение долгосрочной стратегии, имели четкое представление о том, что, как и когда они должны сделать, чтобы цели, стоящие перед ними, были достигнуты. Кроме того, текущие планы обеспечивают механизм, с помощью которого главные менеджеры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегического плана.

Краткосрочные планы разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы, на основе поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, а затем конкретизируются для отдельных цехов на квартал или на месяц. В задачу краткосрочного планирования входит обеспечение производства продукцией и услугами с минимальными затратами.

Если говорить конкретно, то речь в данном случае должна идти о планировании привлечения необходимого количества работников, использования производственных мощностей, материальных затрат. Обычно для годичного периода производственные мощности постоянны, и из расчетов их можно исключить, а поэтому на первый план здесь выдвигается планирование материально-технического обеспечения производства и планирование численности занятых на нем. Помимо этого в годовом разрезе составляются финансовые планы, планы научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проведения социальных мероприятий, повышения квалификации работников и пр.

Руководители нижнего звена каждой организации должны разрабатывать три различных типа планов (табл. 2) для ежедневного контроля за производственным процессом и его соответствием общей стратегии корпорации.

Таблица 2. Типы планов

Тип плана Роль в системе планов Форма, в которой разрабатывается план
Функциональные планы Помощь при внедрении стратегического плана корпорации Ключевые краткосрочные цели и тактические подходы к решению насущных проблем, возникающих на данном этапе в каждой из функциональных сфер
Единовременные планы Содержит указания по осуществлению действий, носящих разовый характер Программы, проекты
Стабильные планы Стандартизируют решения по регулярно повторяющимся операциям, процессам Правила и инструкции, рекомендации, свод стандартов, нормативные планы

Функциональные планы необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Единовременные планы обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Так, например, в корпорации может быть разработан единовременный план по организации помощи в поисках работы тем, кто был уволен в соответствии с программой сокращений. Стабильные планы обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде [3, c. 151].

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Стратегическое управление - это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем [6, с. 171].

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений [9, с. 204].

Стратегия в управлении - это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять. Стратегическое планирование - процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации (каждого ее подразделения).

Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений:

1. Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия;

2. Сфера бизнеса – вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т. д.;

3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса;

4. Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности;

5. Программы и планы – это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

1) анализ среды - является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окруженияисследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации;

2) определение миссии и целей организации - формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; определение долгосрочных целей; определение среднесрочных целей;

3) формирование и выбор стратегии - формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации;

4) реализация стратегии формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации;

5) оценка и контроль выполнения стратегии - Результаты реализации стратегии оцениваются,и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Основные принципы стратегического управления:

1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии: необходим прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации: развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами.

3. Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией.

Стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Существование четкой стратегии и процесс ее формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды как с финансовой стороны, так и с чисто психологической. Таким образом, любой руководитель, применяющий основополагающие элементы стратегического планирования, с меньшими затратами может достигнуть эффективности в работе.

Вывод:планирование как важнейшая функция менеджмента должна осуществляться на любом предприятии, которое во главу угла ставит развитие и рост, а не только сиюминутную финансовую выгоду. Планирование — способ для компании развиваться динамично, последовательно и без лишних финансовых затрат.


ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «К-РАУТА РУС»