Отречение от деятельности или деятельность в нишкама карма-йоге (3.1-9)

В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставление при помощи буддхи-йоги «отбросить все желания, влекущие за собой отвратительные поступки» (2.49). Это утверждение только усилило замешательство Арджуны, так как он считал сражение ужасной и греховной деятельностью.

Арджуна считал, что для того, чтобы избежать зависимости от материального, необходимо оставить общество и отказаться от выполнения предписанных обязанностей.1 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости, и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это ошибочное понимание.

 

Основная тема:

Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности.

Подпункты:

А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к деятельности. (3.1, 4 и 5).

1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от образа мыслей наслаждающегося. Если в сердце человека, отказавшегося от выполнения предписанных обязанностей, возникнет желание действовать ради плодов, у него не будет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Поэтому он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения (3.4).

2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат очищения.

3. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты.

4. Преждевременное принятие жизни в отречении (когда человек еще не успел развить в себе необходимые качества) может быть попыткой удовлетворять чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, почет и стремление выделиться из общей массы. Кришна с насмешкой противопоставляет это псевдо-отречение честной попытке очищения по правилам карма-йоги (3.6-7).

5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека (3.8).

Б. Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы и не противоречат друг другу.

1. Философский анализ (санкхья-йога) косвенным путем приводит человека к сознанию Кришны. Он помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной.

2. Метод сознания Кришны (буддхи-йога, или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой.

3. Хотя санкхья-йога и буддхи-йога - два направления одного и того же пути самоосознания, все же сознание Кришны – высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человеку не нужно подавлять свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения, и продвижение совершается быстро и легко (3.3).

В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть деятельность во имя Вишну (ягья-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии со своей природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности (3.9).