Течение терапии

 

В течение двух лет в рамках поведенческой терапии с пациенткой было проведено 70 занятий.

Болевая симптоматика была изменена в том смысле, что пациентка стала активно стремиться к преодолению боли, пропало ощущение беспомощности. Так, с целью укрепления мускулатуры пациентка стала регулярно выполнять как лечебно-гимнастические, так и спортивно-терапевтические упражнения. Значительно изменилась аффективная оценка боли, хотя субъективно пережи­ваемая интенсивность боли уменьшилась незначительно. Открытое болевое поведение заметно редуцировалось. Пациентке стало легче выражать собствен­ные желания и ожидания в отношении других людей, она стала лучше устанав­ливать границы между собой и другими людьми.

Депрессивность, после своего пика в начале терапии, совсем снизилась.

Пациентка определила для себя новые профессиональные перспективы и начала необходимое переобучение за полгода до окончания терапии. В связи с этим значимо улучшилась также ее социальная компетентность.

 

– 416 –

 

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАЗГОВОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

ТЕОРИЯ

 

«Клиент-центрированную разговорную психотерапию» ставят в один ряд с психоанализом и поведенческой терапией, понимая ее как метод «гуманистиче­ской психологии», «третьей силы» (Petzold, 1984). Она была разработана в на­чале 40-х годов Карлом Р. Роджерсом в США и главная ее особенность - опти­мистичный образ человека и акцент на свободу выбора. Роджерс рассматрива­ет человека как изначально хорошее, социальное и находящееся в согласии с самим собой существо, особо отмечая его способность при определенных бла­гоприятных условиях понимать себя, свои страхи и конфликты, а также пре­одолевать их для реализации предполагаемой потребности в самоактуализа­ции. Боммерт (Bommert, 1979) предлагает следующее определение разговор­ной терапии:

 

«Разговорная психотерапия - это системная селективная и плано­мерная форма вербальной и невербальной коммуникации и соци­ального взаимодействия между двумя или несколькими людьми: терапевтом (терапевтами) и клиентом (клиентами). Ее цель заклю­чается в уменьшении испытываемых клиентом психических нару­шений, которые являются следствием новой ориентации клиента в переживаниях и поведении, возникающей в результате дифферен­цированного само- и мировосприятия; разговорная психотерапия основана на принципах научной психологии, в особенности психо­логии научения и социальной психологии» (там же, с. 11).

 

Для обстоятельного представления разговорной психотерапии сделаем ссылку на следующие учебники и оригинальные работы Роджерса, на которые частично опирается и наша работа: Biermann-Ratjen, Eckert und Schwarz, 1995; Bommert, 1979/1987; Finke, 1994a; Howe und Minsel, 1984; Rogers, 1942/72, 1951/73, 1961/73, 1962, 1978, 1983; Sachse, 1992; Speierer, 1994; Tausch, 1975; Tausch und Tausch, 1979.